некролог опубликован с разрешения атора и редакции журнала "Русское Слово" | ||||||
|
|
|||||
В ЧЕХИИ ТРАУРНЫЕ ФЛАГИ |
||||||
Человек Гавел Вместо некролога (открытое письмо в редакцию журнала Русское слово) В чешском интернет-журнале появился результат опроса общественного мнения: почтите ли Вы минутой молчания память Вацлава Гавела? Народ чешский ответил так: 72 процента да, 28 процентов нет. Вполне возможно, что этот подсчет не вполне точно отражает отношение чешских людей к своему президенту, тем не менее не вызывает сомнения тот факт, что современное чешское общество резко разделено, на сторонников Гавела и на его противников. Здесь, однако, становится явным не просто и не только восприятие отдельного человека, пусть даже и президента, но общее направление мыслей населения республики, вектор пути Чехии в будущее и диагноз ее настоящего. И здесь надо вспомнить, что не прошло еще и века, срок, ничтожный в истории! с тех пор, как на месте Чешской республики и ее соседей существовало центральноевропейское содружество этносов, известное под несколько странным названием земель, представленных в имперском парламенте. Таково было официальное название Цислейтании, той части территорий, опекаемых династией Габсбургов, куда входили и земли Короны чешской. Это содружество народов погибло по причинам общегеополитическим и общеэтнологическим, а не в силу неспособности или ошибок тогдашних его лидеров. Однако прецедент был и опыт был. И след этого опыта остался в нашем сознании. Вслед за великими панъевропейцами 20-х 50-х гг. ХХ в., такими, в частности, как Рихард Коуденхове-Калерги или Отто Габсбург, президент Вацлав Гавел следовал по пути новой попытки объединения Европы как союза демократических государств. В этом состоял исторический смысл его действий и в этом проявилась его несомненная политическая мудрость. Как был государством Габсбургов заполнен небезопасный вакуум между Германией и Россией, так объединенная Европа должна была бы заполнить пространство древней иудео-христианской Цивилизации между двумя почти языческими сверхдержавами. Гавел работал именно в этом направлении, хотя, возможно, и слишком некритично склонялся все же к союзу с одной из этих сверхдержав. Однако, Гавел был человек и ничто человеческое не было ему чуждо. В том числе, и ошибки. На это можно сказать: упаси нас Бог от всех святых и безошибочных, которых так много было в нашей истории. Помимо опыта возвращения в Европу, опыта тяжкого, трудного, во многом неудачного, но отличавшегося упорной последовательностью, европеец Гавел привнес в политику еще и то, чего в ней никогда не было: не прагматический расчет (свойственный в свое время и Т.Г.М.), а чистый гуманизм, выразившийся в его, на первый взгляд, детском и даже неуклюжем девизе: Правда и любовь победят!. Но мы забыли, что ведь это и есть суть великой цивилизационной миссии Иешуа, победа истины и любви над ложью и ненавистью, победа альтруизма над эгоизмом, преобразующего духа над косной материей. Теперь, когда великое достижение нескольких поколений, работавших в течение последних двухсот лет, социальное государство, в Чешской республике разрушено руками строителей нового светлого будущего, надо вспомнить, что любая революция, революция ли Мессии, бархатная ли революция, всегда была в последующем деформирована, оболгана и в конечном счете, предана своими детьми. Так случилось и с делом Гавела. Оно разменено на пошлость и консьюмеризм, демагогию и дешевый популизм, наглость выскочек и алчность новых крестных отцов. Лицемерная речь никогда не избиравшегося чешским народом высшего государственного функционера над гробом президента Гавела войдет в историю. Люди, стоявшие на Градчанской площади и наблюдавшие за отпеванием Гавела на экранах, встретили эту речь молчанием, зато ответив рукоплесканьями на искренние слова министра иностранных дел Шварценберга. Это знак. Будем верить, что это знак будущего Чехии. Знак того, что гуманизм Гавела, его чистая человечность, его идеал Цивилизации останутся с нами и будут стержнем новой социальной солидарности. Закончить этот текст я хотел бы сознательным подражанием русскому поэту, жившему когда-то здесь, в Праге. Покинув родину, этот поэт написал открытое письмо Алексею Толстому, опубликовавшему в эмигрантской прессе сведения о писателях, оставшихся под властью большевиков и критиковавших советскую действительность. Такие сведения равнялись доносу. Это письмо заканчивалось таким обращением к адресату: За 5 минут до моего отъезда из России ко мне подходит человек: коммунист "С вами в вагоне едет чекист. Не говорите лишнего". Жму руку ему и не жму руки Вам. Марина Цветаева. Если бы в моей жизни мне представилась такая возможность, я крепко пожал бы руку утописту Вацлаву Гавелу, президенту, и никогда не подал бы ее прагматику, ныне занимающему место на Граде.
Сергей Магид |
||||||
Умер Вацлав Гавел. Чехи из Праги, из близких и отдаленных мест, круглые сутки стремятся к памятнику Святого короля Вацлава, манифестирую свое отношение к Гавелу как святому человеку-гражданину. | ||||||
КОРОЛЬ УМЕР. |
|
СЛЕДУЮЩЕГО КОРОЛЯ НЕТ |
||||
|
||||||