ОБОСНОВАНИЕ МАГЕСТЕТИКИ

     Приблизительно в 1992 году мне впервые пришла в голову идея, которую я впоследствии назвал "МАГЕСТЕТИКОЙ".

     Эта идея предполагала новый способ синтеза деловой активности искусства и психологического тренинга. С тех пор много воды утекло и идея принимала все более отчетливые формы.

     Уже в 1994 году я активно вел полевые эксперименты по разработке отдельных аспектов Магестетики. Приблизительно в это же время идеями Магестетики проникся замечательный художник-новатор Владимир Алексеевич Солянов.

     В.А.Солянов сосредоточился на создании визуальнгой среды Магесты, помещения, где по моему замыслу должен происходить магестетический процесс.

     В 1998 году в Приложении к моей книге "Оверлей или как облегчить себе жизнь в трудные времена", Москва, 1999, я впервые опубликовал "Введение в теоретическое обоснование Магестетики".

Ю.Проскуряков

МАГЕСТЕТИКА

как синергетическое проектирование

 

В то время как происходит стремительное сближение таких инструментов культуры, как наука, творчество и религия, когда система знаний приобретает все более универсальный характер, одновременно с этим, наблюдается все большее зияние между названным комплексом знаний и практическими прикладными областями.

Положение, однако, не безнадежно. В трудах Л.Мэмфорда были заложены базовые понятия функционирования общественных формаций любого типа. Согласно этой точке зрения, необходимыми элементами общественного функционирования являются: цель, иерархия людей, создаваемая для реализации этой цели, и, придаваемый этой иерархии материальный ресурс, в который, среди прочего, входит энергетическая составляющая. Соединение цели, иерархии и материального ресурса Л.Мэмфорд назвал мегамашиной. Функционирование мегамашины приводит к формированию и выделению некоего объекта (результата), находящегося в отношении подобия с целью.

Магестетика, как синергетический процесс, включает два основных вида структурирования: вертикальную бифуркацию субъектов деятельности в рамках мегамашин Мэмфорда (что является основным предметом науки об управлении) и волновую интерференцию идей[1] (ВИИ). Артефактами вертикальной бифуркации являются иерархии. Целью вертикальной бифуркации является создание ресурсоформирующих, человекоформирующих и некоторых других более редких видов мегамашин. Подробно процесс формирования таких мегамашин и связанных с ними задач регулирования в области культуры я рассматриваю в отдельной статье[2].

Положение о волновой интерференции идей в данной работе презентуется впервые. В основе формулы ВИИ лежит несколько аналогий главными из которых являются:

- аксиома о тексте, как вирулентном перформативе, содержащим в латентной форме повелительное наклонение;

- информационная индукция, позволяющая пересаживать вирулентный перформатив из текста на воспринимающего субъекта;

- наличие глобальных информационных систем, типа Internet, позволяющих материализовывать систематические индуктивные связи (приобретающие характер устойчивой синергии) по реализации целей того или иного вирулентного перформатива с той или иной степенью прочности и долговременности. Процесс такой материализации в определенной мере является социо-информационным аналогом биолого-информационного процесса прорастания дендритов в головном мозге[3].

Синергетический процесс магестетики позволяет создать уникальную мегамашину (Магесту), которая, концентрируя на своей территории проекты, имеет своей целью ВИИ.

Предложение по созданию такой мегамашины является нововведением в мировой практике. В среде Магесты удается достичь непротиворечивое взаимодействие вертикальной бифуркации и ВИИ, в то время, как в социальной среде, не имеющей такой как Магеста структуры и организации, ВИИ находятся в оппозиции к структурам управления и распространяются хаотическим образом в среде коммунитас [термин английского социолога и философа В.Тернера}  или в среде, склонной к анархизму.

На территории Магесты[4] происходит совместное действие (синергия) проектантов, представляющих прикладные (например, хозяйственные) и творческие проекты. Различие между прикладными (прагматически ориентированными, хозяйственными, ресурсоформирующими) и творческими (апрагматическими, культурными, человекоформирующими) проектами лежит в степени ориентированности на создание вирулентного перформатива. Прикладные проекты, хотя и содержат перформирующую вирулентность, но сфера их применения очерчена потребностью предметной области и задачами, которые стоят перед уже работающими в этой области мегамашинами. Поэтому вирулентный перформатив играет минимальную информационную роль в текстах таких проектов. Творческие проекты (не имеющие ни сфер приложения, ни мегамашин, обслуживающих такие сферы) содержат вирулентный перформатив, который составляет основное содержание текстов этих проектов. Вирулентный перформатив текстов творческих проектов реализуется через автопредставление личности автора (авторов) так или иначе центрированной в мироздании, а также через апелляцию. Можно сказать, что творческие проекты обладают центростремительным импульсом. В то время, как тексты прикладных проектов вместо аппеляции содержат прикладное намерение и, следовательно, социоориентированны (они предназначены для центробежных действий). Личность автора и ее ориентация в прикладных проектах играет вспомогательную роль.

Другим отличием текстов прикладных проектов от текстов творческих проектов является их цикличность, и, значит, предсказуемость. Творческий проект ацикличен. Придание ему бифуркации и появление вызванной бифуркацией иерархии, превращает творческий проект в прикладной, циклический. Свойством циклических проектов является присутствие в них моментов зарождения, развития и угасания в качестве основных элементов цикла и повторение этих моментов в названном порядке в повторных циклах, которые сами организованы в виде зарождения, развития и угасания (что и определяет торсионный принцип организации цикличности и троичность любого циклического процесса[5].

Мегамашина Магесты призвана путем интеграции проектов получать синтезированные в процессе ВИИ творческие прикладные решения, обслуживаемые консультационными технологиями. Каждый участник магестетического процесса пытается самостоятельно или с помощью специалистов-консультантов, независимо присутствующих в среде Магесты, максимально «завирусовать» своим проектом других участников. Это необходимо для того, чтобы интегрировать элементы их проектов в свою проектную среду. При этом должно быть выполнено условие, в соответствие с которым в окончательно интегрированном проекте, предоставляемом на рассмотрение инвестора или группы инвесторов, соблюдается равное представительство творческих и прикладных проектов, а также выдержан количественный минимум общего представительства проектов (например 30).

С энергоинформационной точки зрения среда Магесты представляет собой салюберогенную изобразительную технологию синергетически поддерживаемую соответствующей музыкой, пластикой (в том числе танцевальной и психотерапевтической), театром, кино, телевидением, информационными внедрениями Internet, психо- и социо- технологиями, аппаратными и таблеточными оздоровительными технологиями и т.п.

Магестетический процесс, связывая одним проектом интерферирующие друг с другом ВИИ, повышает надежность инвестирования, позволяя вести экономический, функциональный и кадровый анализ в самом процессе интеграции проекта, готовящегося к инвестированию.

Ниже приводится бифуркационная модель Магесты. Бифуркация инициируется инвестором и завершается готовым к инвестированию результирующим динамическим проектом. Затем цикл повторяется.

Функционирование проектной модели мегамашины Магесты по мысли автора должно приводить к появлению нового типа культуры. Селективный принцип Магесты в представленном виде ранее не примнялся. Сила его новизны и актуальности проявилась при презентации деятелям культуры и искусства Москвы, когда на основе теоретических предпосылок магестетики была интегрирована концепция проекта “Новый культурный путь». Не имея возможности в рамках данной публикации подробно описать черты этого проекта, приведу в виде примера нескольких участников проекта:

Ю.Проскуряков (Москва) с «Теоретическим обоснованием магестетики»; В.Солянов (Саратов) с «Проектом визуальной среды Магесты» и сопровождающими эту среду макетами и текстами; В.Мирзоев (Москва) с проектами “Крепостной театр” и “Независимый театр”, а также, полнометражного художественного фильма “Борис Годунов”; Е.Гремина (Москва) с проектом “Исторический театр и театр истории”, И.Шуть (Москва) с проектом “Территория свободного движения”, А.Шелыгин (Москва) с проектом “Крепостной оркестр”; А.Дельфин, А.Каталкин, И.Фальковский, А.Черняк (Москва) с проектом творческого движения “ПГ” и независимого журнала ПГ; В.Ясногородский (Москва) с телепроектом “Огни большого города” и др..

Интеграция в среду Магесты проектантов-хозяйственников, проектирующих ресурсоформирующие мегамашины Мэмфорда, зависит в настоящее время от (как теперь выражаются) наличия  «политической воли». Однако автор магестетики, равно, как и другие участники проекта, верят в то, что в недалеком будущем такая воля будет проявлена, что позволит привлечь к созданию и функционированию Магесты инвестора (инвесторов) соответствующего уровня.

Москва, 2001 г.

[[1]] Коротков К.Г., Кузнецов А.Л. «Модель интерферирующих пространственно-полевых структур в биологии» в Сборнике трудов Санкт-Петербургского института Информатики и Автоматизации РАН,  «Биомедицинская информатика и эниология». СПб. 1995

[[2]] Введение в теоретическое обоснование Магестетики. В книге: Юрий Проскуряков «Оверлей или как облегчить себе жизнь в трудные времена». Москва. 1999. Стр.178-203.

[[3]] Беверли Поттер, Себастиан Орфали. «Активаторы Мозга». См. также Ричард Гербер «Вибрационная медицина». Пер. с анг. – М., Издательство КОР, 1997.

[4] Визуальная среда Магесты разработана живописцем и мыслителем В.А.Соляновым. Некоторые аспекты, связанные с визуальной средой Магесты, освящаются в статье Л.В.Красноперовой  «Магеста. Новое произведение В.Солянова как синергетическое пространство», опубликованной в сборнике. О принципах трактовки изображений В.Солянова см. Юрий Проскуряков «Владимир Солянов. Поиски триединства» в разделе «Штудии» на сайте www.vladivostok.com/Speaking_In_Tongues .

[[5]] Смотри по этому вопросу статьи саратовского исследователя О.В.Шимельфенига, который проектирует понятие цикличности на текст с помощью понятия о сюжете, при этом реализацию сюжета в качестве метода самопрограммирования субъекта О.В.Шимельфениг рассматривает как сценарий.

Напишите мне              На страницу Магестора       На главную


 

Сайт управляется системой uCoz


Сайт управляется системой uCoz