I. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ = ИНТЕРФЕРЕНЦИОННАЯ КАРТИНКА(ГОЛОГРАММА) БОГА
|
|||
Юрий Проскуряков |
|||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Бог – это континуальное представление о неразрывной связи социума с системой его конвенций. Человек – это инструмент превращения системы конвенций социума в идеомир посредством изменения языка на протяжении жизни, при этом, с одной стороны, обозначенное изменение ограничено формой почитания предка и формой воздействия на потомка, и с другой стороны, это изменение, ограничено падением роли социальных конвенций и возрастанием роли социума (отраженных в зеркале представления о Боге). Идеомир – это формирование, являющееся компромиссом обратных проекций системы конвенций и представления о вселенной (другими словами – это метафора Вселенной и социального Закона). Тень человека – это сложное формирование, взаимосвязано включающее в себя компоненты Бога в человеке, компоненты истории в человеке, компоненты социума в человеке, компоненты социального закона в человеке, компоненты почитания предка в человеке, компоненты трансляции человека в потомка, компоненты самого человека как существа, компоненты человека как явления, компоненты человека как мира идей, компоненты человека как составляющего вселенной. Мир произведения как смысл состоит из элементов, связанных с системой Бога, элементов, связанных с тенью человека, пропущенных через призму идеомира. Таким образом, жизнь в ее результате сводится к созданию четырёх сущностей: потомка, тени (духа человека), идеомира и произведения.
|
|||
Элементы построенного на основании текста пространства: - Я (наблюдающее сознание); - сцена; место (Налимов); плоскостная картинность (псевдовизуальный фрактал); - восстановление референций; экспонируемые элементы; форма (Налимов); образ Бога; образы демонов; мифологические образы; образы стихий; восстановление вещественных символов воображаемых объектов (Башляр); другие образы; - перцептивный комплекс (аналогии фракталов); восстановление мира произведения как тела, обладающего поверхностью (Жан-Люк Нанси); восстановление мира произведения в виде символической карты и символического лабиринта (Deleuze, Guattari); пространственные представления и характеристики; - инсценировки (Подорога); - хронотопы; |
II. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАБЛЮДАЮЩЕГО СОЗНАНИЯ Мир произведения, как и любая голограмма, пребывает в свернутом (упакованном) состоянии и может быть развернут при наличии наблюдающего сознания. Элементы текста, значимые для построения пространства: - стратегия развертывания текста (фракталы); композиция; события; - жанр; стиль; - культурные номинации; неологизмы; тавтологии; плеоназмы; синонимы; антонимы; другие лексемы; - элементы членений; синтаксические и риторические конструкции; поэтические тропы; коммуникативные регистры (Золотова); - неконвенциальные элементы; аграмматизмы; - криптограммы, в том числе, анаграммы; загадки; игры; - повторы (любой природы, в том числе, морфологические и паронимические) в качестве транспорации временных локусов; частоты повторяющихся элементов; интуитивные представления о частотах употреблений элементов языка; дистрибуция повторяющихся элементов; специфика значимости (веса) повторяющихся элементов. |
||
III. ИДЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Элементы апперцепции пространства текста наблюдающим сознанием:
- вирулентный перформатив; - вероятностная модель смыслов (Налимов); фильтры сознания (пространство, время, число, вероятность); способы повышения четкости импрессионистических элементов; смысловосстанавливающие стратегии; случайность понимания (Налимов); спонтанность понимания (Налимов); - эстетическое намерение; - стратегии поведения в воображаемом пространстве; способы преодоления препятствий; - мифологическая метафора (Квинтилиан, Кесирер); концептуальная метафора (Lakoff, Johnson, Кессирер); - смысловое поле (Арлаускайте); смысловая область (Арлаускайте); смысловое пространство (Арлаускайте); - специфика и правила системных отношений значимых повторяющихся элементов (возобновление первотекста. — Мелетинский, В.Топоров); архитектонический идеал (Подорога); |
|||
IV. КАТАЛОГИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА Элементы понятийного мира: - понимающее усилие; - концентрация; - компрессия чувственного опыта; - приложение множественности личностных измерений; - сопоставление с универсалиями; - панпсихизм; - презумпция всемирной самоорганизации; - взаимодействие с конвенциями коллективного сознания; - стратегия смыслообразования; - языковая и экстраязыковая деятельность; - взаимодействия перцептивных и апперцептивных комплексов сознания; - взаимодействие апперцептируемого комплекса с тезаурусом и лексиконом (Lakoff); - взаимодействие с мирами других текстов (любой художественной и биографической природы) |
|||
V. КАК НАБЛЮДАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ ЧИТАЕТ И РЕКОНСТРУИРУЕТ
Для того, чтобы текст оказался перед наблюдающим сознанием, необходимо «конус утопии» повернуть по часовой стрелке таким образом, чтобы совместить его ось с «осью бытия». Поворот конуса утопии вдоль оси бытия таким образом, чтобы текст оказался в центре наблюдающего сознания, приводит к следующим последствиям, которые гипотетически можно считать последствиями чтения: - концепция Бога, которая ранее помещалась в зоне иллюзии будущего в секторе, возвышенном между социумом и конвенциями социума в части относящейся на оси бытия к истории, перемещается в зоне иллюзии будущего в сектор, возвышенный над идеомиром между текстом (Библия) и вселенной в части, относящейся на оси бытия к жизни тела. Бог становится телесным (Христос), вчеловеченным, но при этом выходит за пределы иллюзии будущего в неизвестность; - предок перемещается на ось бытия, непосредственно совпадая с конвенциями. Можно сказать, что предок, ритуализуясь, выходит из зоны иллюзии прошлого, входя как данность в существование; - потомок перемещается в зону над вселенной и конусом утопии, обретая при этом осмысленную связь с миром произведения. Он по прежнему остается в зоне иллюзии будущего, частично возвышаясь над ней в неизвестность обитания Бога; - тень человека со всеми своими компонентами совмещается с явлением человека и жизнью человека, что собственно можно квалифицировать как гуманизм; - мир произведения как смысл совмещается на оси бытия с концепцией живой вселенной, обнаруживая недостаточное усилие по стремлению к Раю и избыточное усилие по стремлению к Аду; - концепции Рая и Ада располагаются по оси бытия по сторонам жизни тела, частично выходя за зону бытия; - наблюдающее сознание через мир текста свертывается/развертывается в “точку = ∞” внутри жизни/явления/тени человека, равной глазу/человеку (Хлебников). |
|||
ВЫВОДЫ: 1. Схема 1 демонстрирует творческий период развития человека и человечества. Главной задачей этого периода является производство творческих феноменов, которые в общем случае могут быть квалифицированы как ТЕКСТ. 2. Схема 4 демонстрирует миромоделирующий период развития человека и человечества. Основными характеристиками этого периода является агностицизм (выведение концепции Бога за пределы мыслимой досягаемости), перевод вероятностных миров в план жизни, совмещение духовной и телесной жизни в единое целое, плюрализм миров произведений как норма морального существования, идеализация и каталогизация самого пространства как производной множественности миров произведений, прекращение когерентного творческого излучения концепции Бога в интерференционные картинки миров произведений, переход к производству неконвенциальных текстов-комментариев (В.В.Иванов), структурированных нелинейными фракталами. 3. Результатом семиотической деятельности, определенной на Схеме 1, является появление оператора I культуры, доминантой психики которого является пространственная экспансия с перманентными попытками установить преобладание одного мира произведения. Результатом семиотической деятельности на Схеме 4 является появление оператора II культуры, доминантой психики которого является понятийная упорядочивающая экспансия в направлении идеализации и каталогизации всего многообразия миров произведений. 4. Основным конфликтом современности является конфликт упомянутых операторов культуры, который в частности осознается как конфликт постиндустриального и индустриального общества. |
|||
ПЕРСПЕКТИВА: Инерция процесса складывания осей с осью бытия должна привести к соединению оси небытия с осью бытия таким образом, что концепция потомка станет реализованной в пределах конуса утопии, а концепция Бога окажется в непосредственной близости от зоны бытия/жизни (канун пришествия). Возможно, что при этом концепция предка окажется в зоне иллюзии будущего на половине истории, и круг замкнется в каком-то ином качестве. |
|||