Перейди в начало страницы
Перейди к "Гамбургерам"
русской литературы
Перейди
на главную страницу
|
Юрий ПРОСКУРЯКОВ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ЖИВОПИСНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНАСТАСИЯ ПАЛОМНИКОВА С УКАЗАНИЕМ НА НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЕГО
БИОГРАФИИ И ПРОЧИЕ СОБЫТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
©
I
Мне объяснили, что нужно пройти во двор большого многоэтажного
квадрата с пустой сердцевиной, заполненной гаражами, мусорными ящиками, детскими
площадками и тому подобным, и там отыскать длинный дом пятидесятых лет
строительства.
Дом оказался серого цвета из-за вечно сырых кирпичей и штукатурки.
Уличная собака рылась в куче отбросов, отыскивая лакомые кусочки, и безнадежно
поднимала морду, втягивая в себя привычный воздух, пронизанный запахом пыли и
химикалий. Дама в резиновых по-домашнему галошах и стареньком халате лениво
частила неолицетворенное начальство и риторически указывала на осыпающиеся с
карниза кирпичи и штукатурку.
— Куда? Пришибет и будешь потом с головой в жопе ходить!
Равнодушно посмотрев на ее слегка апоплексическое лицо, подернутое
хмарью нагловатого сомненья, я демонстративно-медленно вошел в подъезд. Вспомнив
навязчивые слова какой-то любительской абсурдистской пьесы, я высунулся в окно
на лестнице и вяло отпарировал: «Кирпичи просто так кому попало на голову не
падают». Капроновое лицо дамочки перекосила другая, теперь уже кумачево-злобная
гримаса и, постепенно переходя на украинские, мордовские и татарские слова, она
влепила мне вслед такую домоуправительную тираду, что стекло в окне тихо и
мелодично зазвенело, а с карниза сорвались и посыпались серыми пыльными комьями
раздосадованные воробьи.
Дверь мне отворил элегантный старик.
— Вы насчет?...
Я на секунду, не более, замялся, врать не хотелось, и утвердительно
кивнул головой.
— Тогда проходите. Вот сюда. Здесь я принимаю визитеров.
Он отворил, дверь и, еще не переступив порога комнаты, я увидел ее. В
деревянной не крашенной раме она была великолепна. Отказавшись присесть, я
прислонился к стене возле подоконника и, отвечая на любезные предупредительные
фразы, разглядывал картину. Анастасий в ней превзошел самого себя. В ясном
вечернем свете, когда закатом еще растворяются проступающие марганцевокислые
фонари, весело-равнодушная толпа распространялась вдоль стен Помпеи. Вот
наркоман с перевернутыми синими глазами юного Вакха, проститутка,
выскальзывающая из машины с вороватым выражением нашкодившей кошки, довольный
собой худой, как вяленая чехонь, старший бухгалтер с дородной супругой,
начальник в шляпе и галстуке, несмотря на жару, безногий и грязный калека с
запрокинутой головой и захлопнутыми тяжелыми окологлазными мешками,
выворачивающий из-за угла блестящий трамвай, старушка, подкармливающая голубей
из застиранного передника — все как прежде, все, как вовеки веков, — только
тонкий и бледный ангел уже скатал половину неба, только лопнули и распались
стены жилищ и внутренние каркасы приобрели, наконец, предельно прекрасные
законченные архитектурные формы. В глубине заднего плана оборванный лейтенант в
полевой форме прилаживал знамя к чему-то, скорее напоминавшему трубу архангела,
чем стропило, и выла, задрав морду, огромная собака, скосив на зрителя глубокий
тоскующий, почти безумный зрачок.
Хозяин заметил мой тщательно маскируемый интерес и усмехнулся.
— Не вы один. Эта картина на всех так действует.
— Откуда она у вас? — осмелился, наконец, впрямую спросить я.
— Случайная вещь — он равнодушно посмотрел на картину — и уже изрядно
мне надоела. Я, видите ли, любитель утопии о Начале, а не о Конце.
— Мне кажется, что это одно и то же.
— Ну, не скажите. Впрочем, если она вам нравится, можете и ее включить
в наше джентльменское соглашение. Не говоря ни слова, я снял картину со стены.
— Можно прямо теперь?
— Разумеется.
Прижимая картину к груди, я шел по улице, радостно и бессмысленно
улыбаясь и запрокидывая голову. Стемнело. Ангела на небе было плохо видно.
Малюсенькие рабочие в скафандрах приваривали и раскатывали свернутые за день
листы. Я напряг зрение и увидел, что это звезды.
II
В мертвом лесу, хотя и не было зелени, зато сквозила такая щемящая
голубизна, что казалось в просвете облаков вот-вот, как на старой пожелтевшей
фотографии, затрепещет птица. Написал это давно умершее слово и подумал, что
через несколько десятков лет вряд ли уже кому-нибудь удастся объяснить, что
представляла собой «птица».
Кролик, внешний вид которого был также случаен, как и все в этом,
ставшем, наконец, вполне релятивистским мире, расстелил кусок полиэтилена и
поправил дамскую шляпу со страусовым пером, нахлобучив ее до самого носа. На
груди и на спине у него в дырах тельняшки лохматилась густая каштановая шерсть,
последствие лишних рентген, полученных прабабушкой Кролика, когда-то
давным-давно под Киевом. Ловко сложив ноги в снятых со сломанного манекена
дамских верховых бриджах, Кролик подышал и протер шерстяным запястьем среднего
размера бутыль с зеленоватой мутной жидкостью.
Удивительно, но обобществив все, что только было возможно обобществить
и упразднившись официально, государство втайне продолжало выпускать спиртные
напитки, неизвестно где и из чего производя для них спирт.
Кролик не был обычным пьяницей и пил, как он объяснял, для
просветления мозгов и от радиации. И та, и другая причины были более, чем
уважительными.
Я спустился к берегу и, разгоняя темные волокна и скользящих по ним
фиолетовых пауков, набрал воды. Ряска недовольно поморщилась и вновь закрыла
расчищенное мною отверстие.
При ярком полуденном солнце неестественное, живое, обнаженное тело
Ариадны, сидящей ко мне спиной возле импровизированного стола, лениво текло от
одной точки движения к другой. Повернув голову, она посмотрела мне в глаза.
Ариадна исчезла и остался рафаэлевый макет Мыши, прикрепленный к грунту возле
полиэтилена приподнимаемого с концов ветром. Огромные голубые глаза полностью
слились с ностальгическим небом, цепко удерживая мой темный силуэт в центре,
пока тяжелая прядь не легла на эту голубизну, не уничтожив, однако, странное
неземное очарование.
— Дай сюда. Я ее оживлю.
Ариадна взяла ведерко, вынув из пакета вивизатор, погрузила его в
воду.
Очарование исчезло. Я опустился напротив Кролика и запахнул надетую на
голое тело солдатскую шинель, реликт, доставшийся мне от предка, погибшего на
фронтах последней мировой.
Ариадна, как и большинство ее сверстниц, предпочитала обходиться без
одежды. «Лень одеваться» — обычно говорила она,— «Да и парниковый эффект не
приведи Господи».
Парниковый эффект был действительно «не приведи Господи», и даже такие
рутинеры и консерваторы, как я и Кролик, давно махнули рукой на моды и привычки
молодежи.
— Ну, дай Бог не последняя!
Кролик отхлебнул здоровый глоток из бутыли и потянулся к ведру с
водой. Перегнувшись через Ариадну, снова ставшей неуловимо похожей на Мышь, он
пил большими глотками, и одновременно, пользуясь случаем, ласково гладил своей
меховой ладошкой Ариаднино колено.
Я тоже отпил из зеленоватой бутыли, встал и медленно пошел вверх по
склону. Это был заповедник, и в нем не было даже следов деятельности автоматов.
«Я очень люблю эту свалку веков и времен,» — как-то призналась мне
Ариадна. И с тех пор мы стали частыми посетителями этого унылого парка.
Постепенно и я полюбил эти открытые пространства и суровые перспективы, так не
похожие на замкнутые сферы придуманного нами мира. Всякий раз мне удавалось
находить здесь какую-нибудь реликвию, то стрелянную гильзу артиллерийского
снаряда, то янтарную курительную трубку, то просто фаянсовую тарелку или
красного обжига строительный кирпич, то пластмассовое женское украшение. В
последнем случае Ариадна радовалась, как ребенок, Мышь в ее лице пряталась,
глаза расплескивали синеву, она примеряла и смотрела в маленькое ручное зеркало
с длинной серебряной рукоятью, и говорила, что она меня очень любит.
Ценя эти счастливые минуты, когда ее любовь к прошлому сливалась с
любовью ко мне, я не упускал случая поковыряться в вечных залежах. Вот и теперь
из склона траченного эрозией бруствера, возможно оврага, промытого талыми
водами, торчал острый угол металлического ящика. Зная, что боевые снаряды и мины
здесь давно обезвредили, я потянул за обшивку и вскоре извлек из рыхлого грунта
большой плоский футляр.
Кролик сидел неестественно прямо, что с ним всегда случалось после
принятой приличной дозы, и нараспев декламировал Мыши последние стихи
собственного сочинения. Я взял нож и отворил футляр. В глаза ударил блеск
позолоты, затем сияние красок. В футляре оказалась картина.
— Картина! Картина!
Ариадна сделала акробатическое колесо и присела на корточки возле
извлеченного из-под мусора цветного сияния.
— Картины еще никогда не было!
Кролик обиженно умолк.
— Хм. Твои археологические способности явно затмевают мои поэтические.
Он всмотрелся в картину.
Начиненный самыми невероятными познаниями, Кролик был у нас вроде
ходячей энциклопедии. Закончив свое визуальное исследование, он продолжительно
свистнул.
— Ну и ну. Кажется, если не ошибаюсь, это знаменитый потерянный шедевр
Анастасия Паломникова. Ну, тот самый, за который он прямо после худсовета угодил
на Голгофу. Хотя он-то об этом меньше всех и подозревал. Лазил себе на этюдах по
Среднерусскому плоскогорью. И только потом почувствовал, а еще позже понял, но
так до конца и не поверил.
— Пока Кролик бормотал, картина меня втянула. Сюжет ее был прост.
Повернутый в необычном ракурсе длинный кожаный диван рядом со старинным
письменным столом. На диване лежит больной великий вождь. Рядом в больничном
белом халате и белой шапочке стоит его приемник с серьезным задумчивым лицом
путешественника в Монголию. Одну руку он спрятал за лацкан, палец другой
приложил к усам, не то разглаживая их, не то требуя тишины.
Кролик встал, взял полотно и двинулся с ним к озеру.
— Останови его! Разве ты не видишь? Он же хочет уничтожить...
Ариадна еще раз теперь уже с гневом посмотрела мне прямо в глаза.
— Ты же знаешь, у нас такое правило. Может быть, в этом смысл его
жизни...
Мышь хищно сверкнула зубами и, рванувшись с места, огромными скачками
понеслась к озеру. Ряска легко расступилась и сомкнулась за ней.
— Ари! — бросив картину, Кролик уже стоял по грудь в колыхающейся
зелени.
— Ари! Ари! А как же наш ребенок? Наш малютка, наша надежда?
Ухватив, наконец, Мышь за ногу, он потянул ее к берегу. Я взял картину
и стал подниматься по склону. Здесь, на вершине, я поставил ее между двух
больших валунов так, что лицо вождя оказалось повернутым к протяженной
безжизненной стране, и сел рядом. Быстро темнело. По небу бежали вихрящиеся
марганцевокислые облака, тоненькими метлами загулял дождь. Я поднял воротник
шинели. В неверном меняющемся свете взгляд вождя стал еще призрачнее, еще
напряженнее. На плечо мне легла рука. Я скосил глаз и увидел, что рука была
цвета нежного воска...
Первая публикация в литературном журнале "Дерибасовская-Решильевская"
(Одесса, 2001)
|