РИСУНОК В.СОЛЯНОВА ИЗ ЦИКЛА: ПРОЗРЕНИЕ
СИНЯЯ ТЕТРАДЬ

 

 

                                  

Х-ВАРИАЦИЯ 1

 
 

Рисунок В.Солянова

Комментарий2

 
 

             Неуловим тем более Аид,
          что вывернут вовнутрь, как перчатка,
          и невода прохладная сетчатка
          в его воде двусмысленной стоит.
          Разубранней, чем новогодний стол,
          считая кольца внутреннего платья,
          плывет пророк, вцепившийся в распятье,

          и светятся рога его. Атолл
          напоминает нимб, пока прибой
          выбрасывает Лебедя, и Леда,
          расталкивая пену, как торпеда
          металла холод чувствует губой.
          И, приколочен к зеркалу спиной,
          ты совмещен с бездушным манекеном
          ночной фиалки, и ацетиленом
          сияют ее пряди над волной.
          И, в тот момент, когда всплывает грек,
          жена его безбожно деревенеет,
          или на плац-параде каменеет
          и обрастает грудями, как трек
          колесами и шорохом. И свет
          купает свой в Юпитере Венера:
          ее пессарий тлеет, точно сера,
          покуда тянет ветер сигарет
          египетских последний аромат
          и на окурок зарится Варрава,
          и возле ног трясущийся клеврет
          обойму посылает в автомат
          тяжелую, как дальняя дубрава.

Композиция стихотворения подобно сну образует обратное течение времени. В предсмертном бреду распятого Пророка возникает связка дыма тлеющего пессария с дымом сигареты. Пророк из парадоксальной стадии сна переходит к реальности и видит легионера. Он на стене Кремля. Пророк понимает, что разбойнику на соседней дыбе хочется курить и, скосив глаза, в последний реальный момент, замечает нацеленный на него автомат. Является мысль о смерти3. На границе ортодоксального сна, в сознании Пророка возникает панорама Аида. Он понимает, что Аид4 – это его собственное сознание, неуловимое и нетленное, подобно песне соловья. Пророк видит самого себя в водах Леты, представленной образом открытого океана. Крест – вот то спасительное бревно, которое помогает ему держаться на поверхности вечных вод. Сам Пророк до неузнаваемости изменен сущностью окружающего его мира. Это изменение подобно изменению древесного ствола, превращенного в предмет5. Он пытается по кольцам референции слова "человек", восстановить свой земной облик, но страх мешает ему и, он превращается в быка6. Наступает парадоксальный сон: Пророк видит себя Зевсом, крест соответственно трансформируется в Европу7. Рога – это ворота, через которые проходит сон. Рога – это деструкция нимба. Изменением масштаба: рога – атолл, достигается берег Крита. В сознании Пророка происходит очередная метаморфоза. Зевс превращается в Лебедя, Европа в Леду8. Следующая сцена является анахронизмом, типичным для сновидения с его двойственным восприятием реальности и идеального мира. Пророк вспоминает, что он приколочен к кресту, в то же самое время, он плывет по зеркальной поверхности волны и видит под собой противоестественное отражение. Отражением ему служит обнаженная женщина. Обращение Пророка к самому себе на "ты" вводит в контекст социальное отношение. При этом образ распутницы9 приобретает черты собирательности. Теперь Пророк впадает в состояние сомнамбулизма. В новом качестве реализуется момент травестизма в психике Пророка10. Он видит себя сниженного в образе грека, т.е. в образе любого цивилизованного человека. Его выбрасывает на гребень волны, но, в момент экстатического максимума, включается самоконтроль и женщина11 мгновенно обретает исконную форму креста, который человек несет на Голгофу. Здесь же реализуется антиномия, свойственная всякому диверсионно-логическому выпаду. Одновременно Пророку приходит на ум, что эта же женщина-Всеобщая Мать, и тогда появляется образ волчицы, праматери Рима12. В конце концов, на самом глубоком уровне сна, реальность и идеальный мир вновь приходят в согласие, путем механического соединения в искривленном зеркале волны отражений двух звезд: Юпитера и Венеры. Однако, момент вывернутости изображения сохраняется и мы по-прежнему наблюдаем внутри сознания Пророка образы Юпитера и Венеры в момент их соития. Неустойчивое равновесие, порожденное выворачивающимся изображением порождает трущее усилие: пессарий13 Венеры дымится. Пророк чувствует запах дыма, открывает глаза и видит, что это курит солдат. Он полностью приходит в себя и момент на Кремлевской стене проигрывается вновь.

 
 

Рисунок В.Солянова

Примечания к Х-вариации и комментарию к ней:

 
 

1. Материалы «Машины времени» к шлягеру «Пророк», случайно из-за неисправности «Машины» попавшие в рукописные записки А.С.Пушкина.

2. Найденный А.С.Пушкиным в записках Е.Пугачева, писанных им перед казнью, оригинал которых был А.С. Пушкиным проигран в карты Кн. Вяземскому, и впоследствии им утерян
3. Вполне тривиальный переход от Елизаветинского реализма в имидже к метафоризму образов восприятия.
4. В древнегреческом языке слово «соловей»="АИДА" означает невидимый. Данный эпитет заменял настоящее имя загробного мира, так как оно было слишком ужасно для человеческого слуха.
5. Т.е. в воплощенный образ.
6. Сравни:.«светятся рога его».
7. Известно, что образ креста восходит к инварианту "мирового дерева", внутри которого заключена женщина.
8. Эпизод с металлическим фаллосом и губой.
9. Ночная фиалка
10. Еврея из Диаспоры, остро завидующего культурному греку, которого он сам же в бреду и выдумал, вместе с античностью для цели гуманизации.

11. Пралюбовь, шлюха.
12. Образы волчицы, быка, ночной фиалки ему видятся в импрессионистической манере, оставляя в контексте валентность для присоединения не названных образов из других мифических систем.

13. Маточное кольцо.

 
  к содержанию книги

к Магестору

 


Сайт управляется системой uCoz