СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

ТРАНСАКЦИЯ. ВВОДНАЯ ВЕРСИЯ
Предлагаемый очерк фигуры Времени написан от лица наблюдателя за ее воображаемым посетителем. Назовем его посетитель ч /че/.

Наблюдение дано в линейной и обратной перспективах.


1

!0 часов утра, парковая зона одного из ярких городов мира. Фигура объекта видна издалека: сквозь пелену брызг — белый мерцающий иероглиф, два гнутых звена-гигантской цепи. Фигуру омывают фонтаны. Высота струй — около тридцати метров. Их стробирующие траектории создают иллюзию живой, змеящейся за ними Фигуры. Ч приближается, облик Фигуры приобретает черты; бетонный монолит змеи, заглатывающей свой хвост — Уроборос. Тело змеи “дышит” завораживающим узором: круглые вращающиеся окна и, в простенках меж ними, конфигурация пульсирующих точек. Внезапно цвет окна переходит из фиолетового в красный, будто тело сменило кожу.

Обходя Фигуру со всех сторон, ч вглядывается в ее форму. Первые ассоциации: звенья цепи; магическая восьмерка; знак бесконечности; лента Мебиуса; змей Уроборос, символ цикличности времени, бессмертия мироздания. Конструктивная простота и парадоксальность решения: бетонная махтина размахом с футбольное поле и высотой с пятнадцатиэтажный дом удерживает себя над землей, опираясь всего лишь на три точки: как на цыпочках или, точней, на локтях. Сохраняя при этом и воздушную легкость, и напряжение. Ч пытается вспомнить аналоги статически определимых трехточечных опираний в архитектуре больших форм. Цвет окна снова сместился — от красного к оранжевому. По спектру? думает ч и, подойдя ближе, замечает, что крестовина вращающегося окна делит его на пару песочных часов, а то, что казалось мерцаньем в простенке — знак Зодиака. Окно-знак-окно. 12 окон, 12 знаков — на одном боку Уробороса, и такой же астральный узор — на другом. По отношению к друг другу узоры асимметричны. Дискретность времени? Искривление? Рост? Динамика эклиптики? Взойдя на холм, откуда хорошо просматривается водоем, в котором установлена Фигура, ч замечает на поверхности воды странные кольца диаметром около трех метров. Как бы дыры в воде. Вглядывается: полуутопленные островки-кратеры. Вдруг из жерла одного из них выныривает крохотная фигурка человека и, орошенная снопом брызг, тут же исчезает в дыре. На другом островке вынырнули сразу две фигурки. Не исчезают. Брызги, сносимые ветром, не долетают до них. Вроде фотографируются. Строгий овал водоема, зубчатая скорлупа береговой кромки. Эмбрион, думает ч. Логос в мировом Яйце. Цвет окон становится желтым.

 

2

По бокам водоема, соответственно сторонам света, расположены четыре входа в подземный лабиринт. У каждого — тонкий язычок живой очереди. Язычки струятся довольно быстро, но не быстрей, чем приращиваются. Спустившись с холма, ч занимает очередь у Южного входа. Пока она движется, ч размышляет. Положим, двухъярусный лабиринт: верхний ярус Фигура, нижний подземная Развязка. Меж ними водоем. Снаружи ни входа, ни доступа к Фигуре нет. Допустим, к ней можно приблизиться через Развязку. В таком случае, Фигура центр лабиринта, его сердце. Ситуация парадоксальная: цель поиска сокровенный центр изначально предъявлен, уже обнаружен и одновременн, сокрыт. Прикуривая, ч вслушивается в растущую разноголосицу очереди.

Змея, стало быть серпентарий.

Может, музей часов?

Призраков.

Каждой пары по паре, Ковчег.

Змей вавилонский.

Американские горки.

Просто скульптура. Для красоты.

Заповедник.

Дом Бытия.

Апокалипсис.

Рай.

При входе ч получает вместо билета кольцо в виде змейки, кусающей хвост. Надевает на палец. Перед ним — дверь. Раздвинулась. Входит. Сомкнулась. Мрак коридора. Пол под ногами приходит в движение. По стенам проносятся мириады световых шаров. Будто выдуваемые из глубины тоннеля, они набирают скорость и, огибая ч, уносятся за спину. Спецэффекты, думает ч, обшаривая пространство вокруг себя, инстинктивно пытаясь обо что-нибудь опереться. Шары плывут медленней, реже. Погасли. Ч — перед дверью. Раздвинулась. Входит, не видя куда. Пол начинает вращаться. Свет, забрезжив в пазах, прибывает. Шарообразный зеркальный зал, усеченный плоскостью пола. Отовсюду, куда бы ч ни взглянул, на него глядит бесконечный, движущийся по кругу ч. Пытаясь утишить тревогу, зажмуривает глаза. Вращение замедляется. Размыкаются три проема: слева, справа и прямо. Ч выбирает левый. Свет гаснет. Вновь движущийся коридор. Наконец ч ступает на твердую почву.

 

3

Развилка. Оглядывается: назад пути нет — стена. Смотрит на часы: не более пяти минут. Ни души. Правило “правой руки”? Наитье? Проходит за угол, сворачивает налево. Прислушивается. Где-то вдали — голос ребенка. Вот — ближе — женщины. Вот — над головой — старика. Французский, японский... Похоже, греческий. Голоса бесплотны; плывут, то приближаясь, то отдаляясь. О чем? Что-то о времени. Вот на немецком: “Время есть я, потерянное”. На итальянском: “...две лесбиянки пространство и время...”. Звук поцелуя, смех. На английском: “Майкл, я здесь, 17.21”. Просто дыханье, прерывистое. Ч озирается. Никого. На следующей развилке, в нише, ч замечает телефонный аппарат, над ним текст.

Вы находитесь на периферии нижнего яруса времени. Зона маркирована черными телефонами. Если вы намерены покинуть лабиринт, следуйте указателям. Уходя, вы можете оставить здесь свое звуковое посланиие; память о времени. Запись послания, встраиваясь в общий хор голосов, будет транслироваться лишь в пределах периферийной зоны. Клавишами 1-5 можно отправить свое послание на первый, второй или дальний план, вплоть до едва различимого в глоссолалии целого, и установить период повтора. Растущая фонотека формирует голос текущего времени, времени “здесь и теперь” периферии.

Снимите трубку, вставьте кольцо, говорите. В вашем распоряжении 30 секунд. После сигнала не забудьте вынуть кольцо, оно ваше.

Простите, ч обернулся, позади него стояла женщина, держа за руку дочь, мы с вами стояли в одной очереди, помните? Я из того зала пошла налево, а он, мой муж, помните, в соломенной шляпе, вы еще у него прикуривали... Нет? Не видели?

4

Выйдя на очередную развилку, ч замечает, что коридоры заметно раздвинулись. Пахнет гарью. Впереди, в глубине коридора — мельтешение света. Центр Развязки, думает ч, идя на свет. Под ногами стелется красноватый дым. По стенам пляшут языки пламени, горят книги, знаки, фигуры. На повороте ч, вздрогнув, отшатывается: прямо перед ним — молния, еще шаг — другая. Сворачивает. Тупик,, жаровня, орудия пыток, шипенье жара. Назад: запах цветов, солнечные лучи. В нише красный телефон, текст.

Вы находитесь в центральной зоне нижнего яруса времени. Ее план соответствует развертке магического квадрата. Зона разделена на четыре сектора, красный, желтый,, синий и белый, согласно четырем стихиям: Огонь, Земля, Вода и Воздух. Если Вы намерены покинуть лабиринт, следуйте указателям.

И далее — жирным шрифтом.

Владельцы колец. Не забудьте по окончании записи свое кольцо: теперь оно красное, с оттиском Вашего личного шифра. Оставленное Вами послание будет транслироваться только в той стихии, где была произведена запись.

Владельцы ключей. Ваше послание транслируется по всей зоне. Для записи вставьте ключ в скважину, услышав сигнал, говорите. В вашем распоряжении 1 минута. По окончании записи выньте ключ; на его стволе оттиснут Ваш “ключевой” шифр.

Ключ, повторяет ч, теребя снятое с пальца кольцо. Ключ. Видимо, вход в Фигуру все-таки есть. И покидает нишу. Голоса встречаются реже, звучат отчетливей, чище. За поворотом — запах приготавливаемой на костре пищи. Еще развилка: один коридор узкий, другой низкий. Выбрав первый, ч проходит несколько метров, и вдруг слева от него стена раздвигается: дверь. От неожиданности ч делает шаг назад; стена смыкается. Вперед — снова раздвинулась. Ч входит. Тихо, светло. Вьющиеся вверх ступени.

В этой нулевой зоне, в двух шагах от входа в Фигуру, мы на время расстанемся с ч.

5

Вернемся на несколько лет назад на это же место. Подземная часть лабиринта завершена. Окончены и наружные работы. Интерьер Фигуры готовит специально сформированная для этой миссии Всемирная Артель Мастеров: по одному от каждого

народа. Задача мастера, избранного на основе национального конкурса, — создать и установить в интерьере Фигуры свой, неповторимый, обеспеченный родным языком и культурой, образ времени.

Артель работает в равноправных условиях. Места для установления фигур (образов) разыгрываются жребием. В обязательную программу входит следующее.

1. Объем фигуры. Не более 2 face="Symbol">? 2 face="Symbol">? 4 м.

2. Голос фигуры. Краткие сентенции мыслителей репрезентируемой культуры. Содержание — сущность времени. Язык — родной. Количество — не более восьми. Период повтора — произвольный. Уровень звука — низкий (уровень шепота), единый для всех фигур.

3. Текст. Доступный чтению синхронный перевод звучащих сентенций.

4. Шифр. Наличие номера фигуры и указание номеров сентенций.

В остальном способ и средства выражения замысла мастера не ограничены.

Таким образом Фигура, приобретая соборное звучание, становится метафорой мироздания человека, своего рода ковчегом времени и языка. И, наряду с этим, монументом рубежа цивилизаций.

6

Приблизимся взглядом к ч. Войдя в Фигуру, он прошел всю ее траекторию и сейчас находится у спуска в нулевую зону. По условию пребывания в интерьере верхнего яруса из всех фигур времени и речи он должен был выбрать одну и запомнить ее шифр. Ч выбрал 41.3 (41 — номер фигуры, 3 — сентенции). Теперь он должен набрать этот шифр на Ключевом Усилителе. С момента набора звучание третьей сентенции сорок первой фигуры усиливается на полтона, выделяя ее голос среди других. Следующий посетитель, если выберет те же цифры, усилит ее звучание еще на полтона; и так до звукового предела, установленного для всех фигур. После этого звук фиксируется, а все его дальнейшие приращения происходят в тайной, неименуемой зоне (Духа? Истока? Конца и Начала Времен?), покрывающей узловую связку голова/хвост Уробороса. Доступа в эту зону нет. Путь в нее по одну сторону перекрыт зеркальными вращающимися жерновами, по другую — раскачивающимся маятником и слепящим светом. В этой сакральной зоне начинается вторая, “вечная” жизнь голоса, пустившего побег из прошлого (оклик) через настоящее (отзыв) в будущее (образ). Начинается с шепота, усиливаясь в меру поддержки.

Итак, ч, прошедший этот многоликий, разноголосый сад времени, опускает свое кольцо в Ключевой усилитель и набирает шифр. Голос фигуры усилен. В обмен на кольцо ч получает фигурный нательный ключ с оттиском 41.3. Бородка ключа отвинчивается, в стволе — миниатюрный свиток с избранным ч текстом. “В тебе, душа моя, измеряю я времена”. Августин.

7

Напоследок, уже у двери, ч медленно оборачивается: разноголосый бестиарий; мерцающий психоделический мираж; текучий вавилон времени. А если чуть сощурить глаза и расфокусировать взгляд — уже не понять: то ли это люди странствуют меж фигур, то ли фигуры между людьми; фигуры людей, люди фигур. Те и другие движутся, шепчутся, вспыхивают и гаснут, меняют обличье, свисают со сводов, парят и плывут в зеркалах. Цвет окон — зеленый, их барабаны вращаются, пересыпая песок. когда к ним подходишь вплотную, видишь мир за окном — раздробленный, в брызгах фонтанов. Тем резче, чем ближе к окну. Видишь, но преломленный, сквозь время, через сыпучий песок. Иначе — нет мира. Пульсация знаков в простенках. Стрелец. Козерог. Ч переводит взгляд влево и вверх; медленные зеркальные жернова, высверкивая от стены до стены, бесшумно перемалывают, гребя под себя отраженья фигур и людей. Совершая круговорот, окунаясь в непроглядную, запредельную зону, изображения возвращаются, но уже иными.

8

Ч спускается вниз, проходит нулевую зону, стена разомкнулась, он в стихии воды. Перешагивая с одного островка на другой, мимо вмурованных в стены аквариумов, он добирается к первой голубой нише; телефон занят. Ч движется дальше; на подсвеченном дне меж островами видны утопленные предметы, приметы времени и языка. Воды забвенья. Развилка: сумерки мертвой воды и — налево — сиянье и голос живой. В нише меж ними — ч.

Выхода из лабиринта нет. Потому что единственный выход из него ты. И как бы далеко от него ты ни ушел, каждый твой шаг лишь продолжение лабиринта, ткущего свой узор. Узор Фигуры времени.

И, наряду с этим, ткется узор некого всемирного братства: братства со своей знаковой иерархией: Хранители Безымянных Колец Фигуры, Хранители Именных Колец и Хранители Ключей.

Братство издает международный событийный вестник “Фигура Времени”, отражающий жизнь лабиринта, связь между ними и Хранителями, а также взаимодействие братьев между собой.



Сайт управляется системой uCoz