Г.И. СОЛНЦА*
ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд и работа. Почему используются разные слова, когда почти во всех славянских языках они отождествляются и означают деятельность, тяготы, нужду, заботы и т.п. Правда, мы видим, что в психологии, изучающей сознательную деятельность, к которой относят работу и труд, рассматривают только труд и игру, но в инженерной психологии игра из сферы внимания выпадает, а описываемые работа и труд опять практически отождествляются. В художественной да и философской литературе слова труд и работа у авторов перемежаются больше с целью развеять монотонность повествования, однако к слову труд относятся с большим уважением.
В народной практике использования слов отраженной в поговорках, труду и работе также придается одинаковый смысл. Например, "Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает", "Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закормах водиться" или "Если есть работа, так и спать неохота", Кто любит трудиться, тому без дела не сидится" или "Кто не работает, остается без хлеба", "Не трудиться - хлеб не добиться". Небрежение разницей между этими терминами просматривается в ироничной пословице "Кляча воду везет, козел бородою трясет, значит, оба работают".
Может, это свидетельствует о незначительности просматриваемой проблемы? Нет. Жизнь показывает, что это далеко не пустяк. Так, закрепление данного небрежения в сталинской конституции, провозгласившей, что труд - это обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина, привело к серьезным последствиям. Перефразируя слова Некрасова, можно сказать, что миллионы людей вынужденно стали жить по принципу "трудягой можешь ты не быть, а работягой быть обязан". В соответствии с этой формулой всякий желающий жить на "свободе", особенно в цивилизованных условиях, обязан был зарегистрироваться на какой-нибудь работной должности, в противном случае считался нежелательным асоциальным персонажем, подвергаясь законным, но не всегда справедливым гонениям. В качестве наглядности можно привести пример И. Бродского. Никто сейчас не сомневается, если и не "работал когда-то, как полагается", то "потрудился на славу". Интересно, что на явлении, описываемом словами деятельность, труд, работа вырастили научную дисциплину под названием эргономика. В то же время и по сию пору не всякий может понять почему, образно выражаясь, и "кляч", и "козлов", и "бродских" ставили и ставят в один ряд? Попробуем в этом разобраться.
Терминологическую небрежность практиков в некоторой степени можно понять и оправдать, поскольку даже теоретики языковой деятельности, увлеченные бесконечностью языковых просторов, порой забывают обращать внимание на близлежащее. Для нашего случая показательно высказывание Л. Ельмелева в "Пролегоменах к теории языка", где он объясняет, что"... невнимание к языку вызывается самой природой языка, который прежде всего является средством познания, а не его целью".*
Но, веря на слово ученым, не следует забывать, что человек живет и в мире языка, среда которого во многом формирует и определяет наше поведение и взаимоотношения с окружающим. Уточнение значения слов и границ их применения служит "изображению" мира и принято людьми не только для удобства совместной деятельности. Следует вспомнить известную истину - что вверху, то и внизу, что на небе, то на земле. Слова земные можно уподобить небесным координатам, а небесные координаты имеют очень точное значение. Там нет неопределенности. И ничего лишнего. Б. И. Ничипоров в "Введении в христианскую психологию" так рассматривает подобного вида ситуацию: "И одна из духовных проблем, за что во все века шла борьба - называть вещи своими именами. И это как в обыденном, так и в собственно психологическом смысле. Вещь, у которой отняли ее имя и дали ложное - болеет, страдает и разрушается".* В.В. Розанов (кн. "О понимании") говорит о том, что за различием имен скрывается и различие действительности. Данные слова относятся и к рассматриваемому явлению -"сознательная деятельность" - когда наименования ее видов, должные иметь определенные наименования, отражая отношение людей к деятельности как к проклятию, смешались, превратившись в подобие кличек. Хочется еще привести слова Б.И. Ничипорова о том, что наименование вещи ее подлинным именем порождает богатство смысла.
В инженерной психологии сознательная деятельность описывается вектором мотив-цель, где под мотивом подразумевается потребность человека (пища, информация, движение и т.п.), то есть те внешние "пружины", которые заставляют человека двигаться; а под целью понимается идеальный или мысленно представляемый ее результат. Вектор в зависимости от направленности и интенсивности порождает бесчисленность трудно отличимых видов деятельности: трудовая, профессиональная, операторская, научная, языковая и т.п. Однако при видимом множестве форм объединяет их одна, находящаяся вне человека вынужденная потребность - приспособиться к техническим системам и окружающей среде. Таким образом, инженерная психология описывает только один вид сознательной деятельности.
Указанная ограниченность во многом связана с тем, что психологи (А. Леонтьев, Л. Сэв и др.) не только отрицали внутреннюю "пружину" или заложенный в человеке перводвигатель, предшевствующий развертыванию самой деятельности, но и рассматривали не все элементы механизма деятельности, а лишь цель и средства.
При изучении деятельности упускается из виду то, что это слово является одной из дефиниций греческого слова "энергия". С энергетической точки зрения деятельность - это постоянная трансформация энергии и восполнение ее запаса, причем наличие, назначение, результаты и интенсивность проявления энергии определяет количество, вид и форму деятельности. Применяемое в психологии описание деятельности векторным отношением отражает только формы ее проявления, количество которых можно уподобить количеству точек на прямой, поэтому дает лишь поверхностное описание, но не понимание механизма деятельности. Такой подход лишает возможности оценки происходящего и выявления взаимоотношений с ним, низводя человека до уровня существа, смысл жизни которого заполнен постоянным удовлетворением "прорвы" неконтролируемых потребностей.
Сколько же должно быть видов сознательной деятельности? Если мы хотим получить истинное представление о сознательной деятельности, то следует
принять во внимание три ее основные элемента:
во-первых, цель, которая, согласно широко известной точке зрения, в основном, определяется характером и историческими условиями общественных отношений или внутренним и внешним мирами человека;
во-вторых, важным элементом следует считать средства для достижения цели (в дальнейшем будем называть средства ), которые применительно к человеку в разные эпохи были разнообразными (потенциал человека, то есть возможности накапливать и отдавать энергию, физические и психологические особенности и их надежность, опыт, навыки, а также способности манипулировать техникой, внешней энергией и информацией);
в- третьих, - это процессы деятельности, которые впитали в себя ценности освоенных культурных достижений, их распределения, воспроизводства и умножения, то есть все процессы собственно жизни (условия, данные и действия над ними, а также их последовательность и способы приведения к достижению результатов).
Поток сознательно трансформируемой энергии реализуемый через те или иные из указанных элементов, определяет три основных (ведущих) вида сознательной деятельности, а мотивы - бесчисленное количество форм их проявления. Каждому из трех основных видов сознательной деятельности свойственны цель, средства и процесс - вот почему создается видимость их тождественности. Видимость, кажущаяся незыблемой - вот почему сознательная деятельность рассматривается, в основном, как результат проявления целостной структуры, без изучения влияния на нее отдельных элементов.
Какие же "имена" должны быть у этих видов?
Вид деятельности, где энергия человека используется как орудие (раб) для удовлетворения потребностей, вынужденных внешней реальностью - должны называться работой. Человек, отдающий всю энергию, является рабом в общепринятом понимании этого слова, а отдающий часть энергии - рабочим.
Вид деятельности, где самостоятельно формируемая цель трансформации энергии направлена на развитие и реализацию потенций человека связан с преодолением значительных трудностей, поэтому достоин названия - труд, а человек - труженик.
Вид деятельности, где целью трансформации энергии является понимание сущности процесса сознательной деятельности, должен называться игрой, а человек - мыслителем.
Предлагаемую инженерами и психологами схему необходимо скорректировать следующим образом. Для понимания функционирования, смысла и места деятельности в жизни человека ее следует рассматривать не изолированно (в виде векторов), а комплексно (в виде кольцевой взаимосвязи) с включением первоисточника, то есть энергии или жизненной силы, сознания как регулятора проявления деятельности и результатов, которые определяют смыслообразование деятельности. Человек часть энергии расходует на поддержание гомеостазиса, а оставшуюся, условно называемую свободной, может использовать на развитие индивидуальных особенностей и на взаимоотношения с окружением. Если у человека есть свободная энергия, то он имеет возможность изменять сознание и взаимодействие с миром и тем самым активно реагировать на внутренние и внешние потребности. Если ее нет, то сознание сужается, уменьшая потребности и результаты деятельности, сжимая сферу взаимодействия с миром до минимума, порой отторгая мир вплоть до ухода в другой. Возможности накапливать свободную энергию и реализовывать ее ограничены индивидуальными особенностями, изменение которых, как мы отмечали ранее, связаны с большими трудностями. Какие формы примет свободная энергия при взаимоотношениях с окружением - в виде крика и разрушения или в виде созидания - определяется уровнем сознания, которое формирует восприятие соответствующих мотивов. А в каком виде трансформируемая энергия возвращается человеку, определяется достигнутыми результатами и имеет значение для формирования видов сознательной деятельности.
К рассмотрению предлагается схематическое изображение микроструктуры основных видов сознательной деятельности (а - работа, б - труд, в - игра).
Известно, что до развития мануфактуры существовало ремесленничество. Ремесло было равнозначно священнослужению в самом полном смысле этого слова, поскольку включало в себя обряды, главной целью которых являлось описание процесса человеческого самопознания и обретения своей подлинной сути, то есть развитие потенциальных способностей человека. В качестве примера можно привести повсеместно существовавшие ранее цеха, масонство, касты и т.п. Результат, порожденный таким человеком в виде вещи или действия, служил полем приложения его знания и сознания и мог стать подлинным шедевром или поступком (подвигом) если появление их было связано с ритуалом и служило целям посвящения подмастерья в тайны ремесла (Люк Бенуа. "Эзотеризм. Общий обзор".).* Повторяем, что ремесленничество включало в себя все три рассматриваемых нами аспекта сознательной деятельности.
Со временем от человека стало требоваться лишь получение строго определенных результатов, компенсирующих энергию набором определенных благ. Поэтому деятельность стала восприниматься формально, лишь как основа для самоутверждения в социуме. Тем самым человек практически был лишен возможности самоусовершенствования и самопознания.
Трансформация энергии в этом виде сознательной деятельности протекает по схеме рисунка "а".
Прежде всего, отметим, что особенностью работы является:
1. Направление энергии для достижения целей вынужденно:
а) внутренней необходимостью поддерживать существование во внешней среде;
б) внешними требованиями поддерживать и развивать общественную структуру (социум).
2. Средство для достижения целей и процесс трансформации энергии определены устоявшимися идеологическими условиями, в каждый момент регламентированы (образование, навыки или подражание чему-то устоявшемуся) и считаются наиболее приспособленными и ненуждающимися в переустройстве.
3. Достижение цели фиксируется по заранее определенным результатам.
4. Затраченная свободная энергия по оговоренным условиям компенсируется человеку за счет получения материальных, эстетических благ, удовольствия или морального поощрения в виде общественного признания (награды, общественные полномочия и т.п.).
Работу можно определить: вынужденный обстоятельствами вид сознательной деятельности, где достижение реальных или абстрактных целей регламентируется извне или самостоятельно: способом, характером действий или процессом; заранее определенными результатами; материальной, эстетической или моральной компенсацией за расходуемую человеком энергию.
При рабочей деятельности результатом трансформации энергии являются удовольствия от внешних благ, восстанавливающие запас энергии, а также накопление опыта и укрепление сознания. В рабочей деятельности механически повторяемые подражательные, монотонные действия приводят к натасканности, недостатку оригинальности, педантизму, к застою, старческой усталости и бесчувственности, доводящей человека до состояния ничтожества. Человек, вовлекаемый в работу, чаще всего перестает понимать смысл того, что он делает, а при слабости индивидуальности практически не оказывает влияния на происхлдящее. Встречая новые для него вещи, события, явления, он уже не может совершить усилие для понимания, а лишь спорит или отрицает их, сохраняя мнение, которое усвоил в процессе работы и в общении. Свойственная такому человеку жестокость поведения лишает его возможности формировать жизненное пространство, которое заменяется жизненной позицией или одной точкой зрения. Известно, что такого типа люди склонны прилагать все усилия, чтобы сохранить существующую ситуацию. Если ситуация все же меняется, то они легко теряют способность ориентироваться или контролировать ее , поскольку старые стереотипы и нормы во многом не действенны, а новые еще не выработаны.
Таким образом человек-работник:
- используемый как орудие или средство для достижения целей государства и общества, затормаживается в развитии, тяготея к косности и накоплению опыта, который облегчая выбор или перебор целей, не дает возможности понять их смысл;
- по достижении результата ощущает иллюзию творчества, которая заставляет его интенсивно или инерционно двигаться, не развиваясь;
- не имея шансов приобрести ничего нового, становится человекообразной копией окружающего;
- теряя чувство ответственности, способности к принятию новых решений, волю и свободу воли, лишается смысла и ценностей жизни и впадает в состояние беспомощности, как дитя;
- требует от окружающего мира законности и порядка, поскольку его незащищенность приводит к стрессам и разного рода травмам.
Формирование деятельности такого человека происходит по схеме рисунка "б", где целью трансформации энергии является рост средств, когда человек поставлен природой в такие условия, где он не может не развиваться. При этом, достигая состояния озарения, он получает приток новой положительной энергии, а сопутствующие ей радость и интерес к происходящему существенно расширяют сознание. На первый взгляд данная схема может восприняться как процесс обучения. Однако существующие ныне формы обучения есть скорее разновидности рабочей деятельности, поскольку в процессе обучения во главу ставится цель, выхрдящая на уровень внешней деятельности (например, выучить урок с целью получить хорошую оценку; научиться манерам, которые должны вызывать похвалу окружающих; обучиться производственной ловкости, чтобы больше зарабатывать и т.д.). Главной отличительной особенностью обучения является то, что социум всемерно поощряет обучение, но до определенных пределов, свойственных для каждого исторического и психолологического уровней развития общества.
В трудовом виде деятельности объектом становится прежде всего человек с его набором индивидуальных свойств. Даже если при применении активных или пассивных , динамичных или статичных форм воздействия используются те или иные внешние объекты, основной смысл рассматриваемой деятельности состоит в преобразовании индивидуальных особенностей и способностей человека. Внешнее имеет значение лишь в качестве индикатора такого изменения и само по себе не является ни целью , ни предметом деятельности.
Поскольку спектр человеческой деятельности широк, то практика трудовой деятельности становится длительной во времени, что непосильно для людей слабой воли и заурядных способностей. Самоусовершенствование человека многотрудно еще и потому, что человек, занимающийся этим, не только очень требователен к себе, но и вынужден преодолевать препятствия, создаваемые со стороны общества. Ни общество, ни отдельные люди в большинстве своем не желают нового и тратят энергию только на расширение возможностей уже освоенных средств, накапливая опыт, который предвидением механических последствий подменяет понимание. Поэтому путь человека труда зачастую является путем последовательного отхода и отрешения от целей, которые ставит перед собой общество работников, точнее отхода от тех целей, которые не позволяют человеку совершенствоваться , приводят к отходу от природы и разрушают и природу, и человека. Человек труда, подвергаясь со стороны окружающих довольно суровым испытаниям (насмешки, презрение, наказания), как говорят спортсмены, "лучше держит удар", обладает большей пластичностью, внутренним спокойствием и выдержкой в любой, даже самой экстремальной ситуации. В результате этого у него появляются цели, возвышающиеся над личными интересами, что порождает бескорыстие и самозабвение, позволяющие легко переносить личное неблагополучие. Свойственная для человека труда смена ценностей, происхлдящая при расширении жизненного пространства, порой не позволяет сознательно предвидеть многие последствия, что приводит к некоторой жестокости по отношению к окружающим. Однако убежденность делает человека труда образцом поведения, так как сильная убежденность легко становится межличностной и у окружающих появляется интерес к набору новых точек зрения, созданию новых жизненных позиций, т.е. подготовки условий для последующего развития жизненного пространства, выводящего людей за существующие ограничения. Человек трудя, являясь центром кристаллизации новых ориентиров, пределов для развития человеческих способностей и превращения возможностей в действительность, в конечном итоге изменяет целеполагание общества.
Особенностями труда являются: самостоятельность в деле преобразования человеком себя; сосредоточенность на саморазвитии и самосовершенствовании , предполагающая непрерывное - через постоянное усилие - преодоление собственной и внешней огрниченности; отсутствие компенсации усилий со стороны общества.
Трудовой вид деятельности можно определить как вынужденный индивидуальными особенностями вид сознательной деятельности, где самостоятельно поставленная цель направлена на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию средств без гарантии со стороны общества компенсации расходуемой энергии.
При трудовой деятельности, сопровождаемой постоянными усилиями со стороны человека, результатом трансформации энергии являются достигаемые состояния озарения, позволяющие расширять набор целей, когда он, воодушевляясь, увеличивает запас энергии, а проявляющаяся при этом радость и интерес, вводят его в новые области сознания, где он осмысленно корректирует свою жизнь.
Следует сказать, что работа и труд - это два аспекта рассматриваемого явления деятельности, волею времени ставшие похожими, но по сути противоположные и дополняющие друг друга. Несмотря на связь работы и труда, они не равноценны. Ибо внутренняя суть (труд) всегда преобладает над внешней стороной (работой), включая ее в себя и тем самым превосходя, даже не взирая на то, что работа приняла преобладающий характер. Работа свойственна всем, тогда как труд доступен лишь некоторым и не по их желанию, а по их природе.Результаты работы не порождают попыток к выведению человека из сложившегося состояния, скорее наоборот. Цель труда - достижение состояния, преобразующего человека, способствующего совершенному расцвету всех его возможностей, которые соприродны его естеству, а успехи - пропорциональны его задаткам.
В итоге своей деятельности человек труда:
- развивая потенциальные способности, изыскивает оптимальные варианты использования человеческой энергии в деле эволюции человека, возрождает к жизни новые возможности и цели, на почве чего вступает в конфликт с инертными окружающими и обществом;
- в атмосфере пристального внимания со стороны окружающих вырабатывает интуицию, личную выдержку и душевную гармонию, на основе которых вырастают физические, моральные и интеллектуальные качества, позволяющие осознанно превосходить существующие в обществе пределы, препятствующие достижению высших состояний;
- развив личное, переходит ко всеобщему, когда цель жизни переходит на следование общечеловеческому предназначению, а достигаемые им телесная чистота, благородство чувств, широта умственного горизонта и возвышенность духа являются образцом для окружающих в преодолении ими жизненных трудностей.
Термин "игра" в настоящее время воспринимается неоднозначно. У обычного человека он ассоциируется с соревнованием, отдыхом и развлечением. В среде психологов одни считают, что это вид активности человека и животных, свойственный в основном молодым, осваивающим взаимоотношения, свойственные взрослым, другие, в частности, Э.Бёрн, игру и деятельность воспринимают как самостоятельные явления. Порой игра и работа отождествляются, или высказывается мнение, что если игра и деятельность, то бессознательная.
Интересна изотерическая точка зрения. Считается, что одной из форм передачи накопленных человечеством знаний являются традиции, легенды и сказки, которые в символическом виде через обряды, обычаи или ритуалы связывают знания с повседневностью. Но повторяемость повседневности чаще всего вырождается в привычки, автоматичность которых создает преграду между знанием, человеком и жизнью, превращая происходящее в набор бессмысленных элементов. Когда человек научится воспринимать отдельные фрагменты и операции (действия, слова, жесты и т. д.) не буквально, а символически, как намек на неразрывность человека с целым, только тогда перед ним будут открываться тайны происходящего, гармонии с природой и согласия с собой. Понимание - вот ключ к освоению тайн человека. Ключ, который теряется между многочисленными целями и недостаточными или недоступными средствами для их достижения.
Вид сознательной деятельности, протекающий по схеме "в", предполагает, что между целью и средствами не существует ни противоположностей, ни конфликтов, поскольку они объединены во времени и пространстве. Поэтому внимание зафиксировано лишь на освоении процесса достижения результатов. Отождествив себя с процессом, человек получает возможность освободить воображение и установить связи между самыми, на первый взгляд, отдаленными элементами рассматриваемого и прийти к пониманию их единства в явлении, событии, действии и т.п. Главным результатом этого вида деятельности является освоение и постижение сущности физического (предметного), психологического или духовного миров.
Поскольку игра включает в себя совокупность идей, объединенных не столько аналитическим, сколько синтетическим способом, то каждый достигает их на любом уровне в силу своих возможностей. Поэтому игре в цивилизованном мире сейчас придается огромное значение в деле освоения потенциальных возможностей не только детей, но и взрослых, которые затеряли смысл существования.
Интересно исследование Йохана Хейзинга "Homo ludens", где на большом фактическом материале рассмотрены игры людей в культурах разных национальностей, а так же у животных. Однако автор не смог выйти за рамки устоявшегося понимания термина игры.
Для игры характерны следующие условия:
- регламентация и обязательность соблюдения правил;
- повторяемость элементов, порядок;
- наличие воображения, которое должно стирать грань между иллюзией и реальностью, возможностью и действительностью;
- разные формы выражения удовлетворения.
Таким образом игру можно определить как добровольный вид сознательной деятельности, где при совмещении во времени и пространстве цели и средств, осваемый регламентируемый правилами процесс, человек в силу своих способностей постигает сущность процесса и взаимосвязь происходящего с ним.
При игровой деятельности результатом трансформации энергии является возвышение и углубление сознания, а также удовлетворение от появляющейся возможности рационально использовать и самостоятельно регулировать свободную энергию.
Человек игры не созидает новых жизненных пространств, но прилагает усилие к изучению существующего и возможного, тем самым как бы осуществляя связь между людьми труда и работы. Анализируя происходящее, схватывая сущность вещей и процессов, раскрывая их непротиворечивость и совместимость, человек игры раскрывает возможности преодолеть свою субъективность и ограниченность, выявляет стимулы к движению по напровлению к такому совершенству, которое только возможно.
В результате игры человек получает возможность:
1. Развивать - силу, умение, ловкость, гибкость, сбалансированность, терпение, осторожность, предусмотрительность, любознательность, чувство ответственности, самостоятельность и уверенность, интерес к исследованию, размышлению и осмыслению происходящего.
2. Обучаться - пониманию физических, умственных и нравственных основ человека и социума.
3. Выявлять, овладевать и формировать грани между воображаемым и реальным, возможностью и действительностью, проверяя свои способности и подготавливая себя как к физическим, так и к душевным взаимоотношениям с окружающим миром.
В случае направления энергии человека только на получение удовольствия, то есть просто сброса свободной энергии , она в зависимости от уровня сознания (потребностей) может принять разные формы, от развлечения до хулиганства.
В ситуации, когда у человека не сформировано отношение к цели и средствам, вид деятельности можно назвать непроизвольным и беспорядочным, и он более свойственен детям, больным или необразованным людям.
При всем том, что каждый из рассматриваемых видов деятельности развивается самостоятельно, развитие всех ее видов взаимосвязано и должно быть взаимосвязано. В противном случае происходит следующее.
Развитие лишь одного вида деятельности:
- только работы - подавляет человека, лишает радости и опустошает внутреннюю жизнь, отрицает право человека на творчество и духовное обогащение;
- только труда - эгоцентрически замыкает человека на себе и отрывает его от реальности, лишая человека удовольствия от ощущения и видения воплощенных результатов усилий;
- только игры - ведет к инфантильности, так как замедляет процесс перехода из мира
возможностей в действительность.
Подавление одного из видов деятельности болезненным образом отражается на других. Так, игнорирование труда как основы образующей человека ведет к отрицанию человеком необходимости и возможности работы, а то, что игровая деятелньость не сопутствует человеку в течение всей сознательной жизни , приводит к затемнению перспектив и значения труда для развития человека и тем самым обедняет работу и сознательную деятельность в целом.
Преобладание одного вида деятельности в ущерб другим прямым образом зависит от развития общественных отношений. Когда в общественных отношениях происходит усиление звериного начала за счет ослабления развития человеческих начал, тогда работа является обязательной и единственной формой.
Только сочетание видов деятельности дает человеку взможность через разные виды взаимодействия с окружающим, созидать основы для гармонизации своей структуры и внешнего мира. Так, сочетание работы и труда ведет к преобразовательной деятельности, сочетание работы и игры - к изобретательству и рационализации. Идеальной следует считать деятельность, включающую три ее вида, когда создаются условия, позволяющие человеку явить истину через творческое отношение к себе и миру.
В настоящее время сложилось так, что на первом месте у человека то, что должно быть на последнем - работа. Она признается основанием и смыслом всей жизни, тогда как должна быть лишь ее крайним завершением - как итог осознания механизма взаимодействия с миром и соучастия в целостном процессе соединения возможного и реального. От того, как человек относится к игре, как формирует труд, зависят цели работы при повседневных отношениях с окружающим, а это определяет, - сумеет ли он достойно занять место в структуре мира и обрести потерянное единство с природой и собой.
Сознательную деятельность человека можно определить как - совокупность рабочего, трудового и игрового видов преобразования энергии человека, направленного на преодоление границ между сущностью и личностью, человеком и обществом, человеком и природой при устремлении к претворению возможности и мечты в реальность отражающую истину.
Исходя из предложенного описания сознательной деятельности можно сделать вывод: - порождение сознательной деятельности определяется наличием свободной энергии человека, сознанием и результатами;
- содержание сознательной деятельности в наиболее общем виде представляется как система, состоящая из трех основных компонентов или видов (работа, труд, игра);
- деятельность может проявляться в условиях сочетания отдельных ее видов, при выделении одного из них или комплексности, но в общем понятии "сознательная деятельность" должны присутствовать все виды, составляющие в своей совокупности содержание данного явления, в случае же нарушения этого условия можно говорить о деструктивности человека или общества;
- основной вид деятельности определяется уровнем развития человека и общества и может служить основой для типологии и планирования предсказываемого поведения.
В заключение необходимо ответить на вопрос, что дает человеку рассмотрение содержания сознательной деятельности?
Многое. Например, внесение в конституцию формулировки "право на сознательную деятельность"* вместо "права на труд", никому не позволит пренебрежительно относиться не только к бродским, пишущим стихи, но и к клячам, везущим воду и к козлам, трясущим бородами, поскольку они получат на это право. Право - каждому рационально использовать свои энергетические возможности в общественной жизни для развития общества или - в освоении потенциальных возможностей себя и окружающего мира. Повышение смыслообразующей значимости явления сознательной деятельности повысит ценность самой жизни. И так далее.
_________________________
* Редакция поддерживает требование данной поправки к Конституции РФ. (Ред)
________________________
* По нашей догадке, это псевдоним автора. (Ред)
* Л.Ельмслев "Пролегомены к теории языка"// "Новое в лингвистике" № 1, М.,1960, с. 360. (Авт)
________________
* См. "Комментарии" № 1, 1992. (Ред)
____________________
* Б.В. Ничипоров "Введение в христианскую психологию", М., 1994, с. 192 (Авт)