II. План
В настоящей статье я намерен придерживаться следующего плана:
- вначале рассмотреть ассоциацию стилей Кассандриона, в случае необходимости прикасаясь к его жанровым особенностям;
- затем проанализировать литературный, изобразительный и эссеистский материал альманаха "Черновик", связанный с темой "смешанной техники"
- и, в завершение, суммировать все это в ряде жанровых определений.
III. Стили Кассандриона
Я различаю три основных стиля Кассандриона:
- автоматический,
- проективный
- и транспарантный.
Автоматический стиль Кассандриона подчиняется правилам материального мира. Эти правила всегда представляют собой замкнутые в кольцо циклы типа: мы засыпаем, чтобы проснуться, мы просыпаемся, чтобы лечь спать, мы едим, чтобы испражняться, и мы испражняемся, чтобы есть, мы производим предметы, чтобы их потреблять, мы потребляем предметы, чтобы их производить. Автоматический стиль, стоит отклониться в сторону от одного из компонентов процесса, прекращает свое существование.
Кассандрионы автоматического стиля можно встретить среди произведений И.Лапинского, например, в его стихотворениях "Арлекинопьероколомбино" и "Цугундер", где "герой нашего времени" чем-то неуловимо напоминает "пролетариев" Андрея Платонова. Если сравнить информационную насыщенность и лапидарность текстов И.Лапинского с развернутыми репортажными картинами А.Платонова, то можно констатировать, свойственную информационным явлениям в их развитии, экономию выразительных средств. Поверхностные структуры, подобно "шагреневой коже" сокращаются и, одновременно с этим, расширяется область референции (за счет намеков, аллюзий, цитат, ссылок, пародирования и других ретроспективных средств).
Однако, информационные метаморфозы не остаются безответными со стороны эстетической компоненты произведения: апокалиптические повести А.Платонова (в качестве ужаса любви и преобразующей деятельности дегенератов и идиотов), в произведениях И.Лапинского приобретают характер высокой лирики (среди возможных параллелей из древних можно привести "Характеры" Теофраста ).
Можно ожидать, что подчиняясь процессам конвергентно-дивергентной синусоидальности, тексты И.Лапинского вскоре превратятся в своеобразные дискурсивные кирпичики возникающей на наших глазах неоэпики. В качестве Кассандрионов они и являются эпическими элементами.
В настоящее время я отмечаю как, на фоне общего вытеснения эпики лирикой, при взаимодействии и взаимопроникновении этих жанров друг в друга, возникают сверхновые эпические конструкции Кассандрионов.
Можно констатировать, что в настоящее время, на старте нового тысячелетия, возникло некое равновесие лирики и эпики, что и служит исходной предпосылкой возникновения синтеза жанра поэзии и прозы в качестве дискурсивных повествовательных элементов в пределах одного текста.