Х-ВАРИАЦИЯ 1 |
|||
Рисунок В.Солянова |
Комментарий2 |
||
Неуловим тем более Аид,
и светятся рога его. Атолл |
Композиция стихотворения подобно сну образует обратное течение времени. В предсмертном бреду распятого Пророка возникает связка дыма тлеющего пессария с дымом сигареты. Пророк из парадоксальной стадии сна переходит к реальности и видит легионера. Он на стене Кремля. Пророк понимает, что разбойнику на соседней дыбе хочется курить и, скосив глаза, в последний реальный момент, замечает нацеленный на него автомат. Является мысль о смерти3. На границе ортодоксального сна, в сознании Пророка возникает панорама Аида. Он понимает, что Аид4 – это его собственное сознание, неуловимое и нетленное, подобно песне соловья. Пророк видит самого себя в водах Леты, представленной образом открытого океана. Крест – вот то спасительное бревно, которое помогает ему держаться на поверхности вечных вод. Сам Пророк до неузнаваемости изменен сущностью окружающего его мира. Это изменение подобно изменению древесного ствола, превращенного в предмет5. Он пытается по кольцам референции слова "человек", восстановить свой земной облик, но страх мешает ему и, он превращается в быка6. Наступает парадоксальный сон: Пророк видит себя Зевсом, крест соответственно трансформируется в Европу7. Рога – это ворота, через которые проходит сон. Рога – это деструкция нимба. Изменением масштаба: рога – атолл, достигается берег Крита. В сознании Пророка происходит очередная метаморфоза. Зевс превращается в Лебедя, Европа в Леду8. Следующая сцена является анахронизмом, типичным для сновидения с его двойственным восприятием реальности и идеального мира. Пророк вспоминает, что он приколочен к кресту, в то же самое время, он плывет по зеркальной поверхности волны и видит под собой противоестественное отражение. Отражением ему служит обнаженная женщина. Обращение Пророка к самому себе на "ты" вводит в контекст социальное отношение. При этом образ распутницы9 приобретает черты собирательности. Теперь Пророк впадает в состояние сомнамбулизма. В новом качестве реализуется момент травестизма в психике Пророка10. Он видит себя сниженного в образе грека, т.е. в образе любого цивилизованного человека. Его выбрасывает на гребень волны, но, в момент экстатического максимума, включается самоконтроль и женщина11 мгновенно обретает исконную форму креста, который человек несет на Голгофу. Здесь же реализуется антиномия, свойственная всякому диверсионно-логическому выпаду. Одновременно Пророку приходит на ум, что эта же женщина-Всеобщая Мать, и тогда появляется образ волчицы, праматери Рима12. В конце концов, на самом глубоком уровне сна, реальность и идеальный мир вновь приходят в согласие, путем механического соединения в искривленном зеркале волны отражений двух звезд: Юпитера и Венеры. Однако, момент вывернутости изображения сохраняется и мы по-прежнему наблюдаем внутри сознания Пророка образы Юпитера и Венеры в момент их соития. Неустойчивое равновесие, порожденное выворачивающимся изображением порождает трущее усилие: пессарий13 Венеры дымится. Пророк чувствует запах дыма, открывает глаза и видит, что это курит солдат. Он полностью приходит в себя и момент на Кремлевской стене проигрывается вновь. |
||
Рисунок В.Солянова |
Примечания к Х-вариации и комментарию к ней: |
||
1. Материалы «Машины времени» к шлягеру «Пророк», случайно из-за неисправности «Машины» попавшие в рукописные записки А.С.Пушкина.
2. Найденный А.С.Пушкиным в записках Е.Пугачева, писанных им перед казнью, оригинал которых был А.С. Пушкиным проигран в карты Кн. Вяземскому, и впоследствии им утерян
11. Пралюбовь, шлюха. 13. Маточное кольцо. |
|||
к содержанию книги |