|
|
|
|
СИНЯЯ ТЕТРАДЬ |
|
|
|
|
|
СОНАТА ПУСТОТЫ
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОГУЛКА
ВСТРЕЧА
ТЕАТР
КУКЛА
ЗЕРКАЛО
|
|
|
|
|
Рисунок В.Солянова |
|
Рисунок В.Солянова |
к содержанию книги |
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОГУЛКА |
к Магестору |
|
Из прошлого, цветов,
из детских нег
осталось только поле:
снег, да снег,
слепящий снег и музыка
поземки,
не пискнет мышь,
не загремят ключи,
не вспыхнет свет ни лампы,
ни свечи,
не прозвенит ребенка голос
ломкий.
Есть у распада правильный
закон:
еще над снегом высится
перрон,
но нет уже следа былой
дороги,
торчат скелеты статуй и
колонн,
но растворился в воздухе
пилон,
и жертвенник себе вернули
боги.
И стынет пруд
в естественной броне,
и в нем лежит Офелия на
дне,
но некому поведать эту
тайну,
и я не знаю, жив я или
нет,
но, видно жив, коль
оставляю след,
и с прошлым сам в себе
дивлюсь свиданью.
И, как живой, я говорю
"прости"
траве густой, которой не
расти,
и птице, что дождем не
захлебнуться,
но и меня подхватывает сон
и бережно несет на
небосклон,
чтобы уже на землю не
вернуться. |
|
|
ВСТРЕЧА |
|
|
Зрачок его при блеске Луны,
сверкнул,
перезеркленый железной,
поверхностью, потерянной в
атаке
возможно танком,
или Сатаны
блестящей латой,
ставшей бесполезной–
Он
выскочил и спрятался в бараке.
Я был один уже двенадцать
лет,
ему ж на вид
всего двенадцать было,
и он убить пытался палкой
крысу,
он походил на маленький
скелет,
и женщина, когда его
носила,
уже брела по атомному
Стиксу.
Он был один, как я
давным-давно,
и я забрал его в свое
жилище,
угрюмое жилище средь
развалин,
нам стало веселей смотреть
в окно,
мы поровну делили нашу
пищу,
и он был счастлив, я был
гениален.
Я научил его простым
словам
уж мной полузабытого
наречья,
и мы соорудили как-то
плуг,
и он ступал со мной по
бороздам
и, раскрывая веером
предплечье,
чертил семян волшебный
полукруг.
И так мы жили, жили день
за днем,
но я-то знал, что человек
не вечен,
и скоро он останется один,
и думал я, что может окаем
для нас не безнадежностью
очерчен
и где-нибудь среди иных
долин
вот так же одиноко бродит
дева.
И мы пустились
в бесконечный путь,
перемещаясь, как песок в
пустыне,
уже остывшей от былого
гнева,
меж городов,
распавшихся, как ртуть,
на твердом Евроазии
хитине.
Мы посетили Рим и
Лиссабон,
блуждали по развалинам
Парижа:
и всюду ни души, повсюду
мрак,
и нас хлестал суровый
Аквилон
и холодом дышал.
Все ближе, ближе
на нас глядел его
смертельный зрак.
И думал я, что человек не
вечен,
и скоро он останется один.
Но есть еще Китай, а там
за морем...
Там горизонт надеждою
очерчен,
и где-то по весне цветет
жасмин,
и мы еще с судьбой своей
поспорим. |
|
|
ТЕАТР |
|
|
Фиксирую, не поднимая глаз:
акулью пасть
разрушенной аптеки,
как будто грубо вскрытую
ножом,
и
щерится в провал
дикообраз,–
театр, где не корчатся
калеки,
кичась души убогим
багажом.
В антракт
не побеседовать с актером
и зрителем. Таков простой конец
трагедии. Блистательный финал,
где некому утешиться простором
открывшимся. И некому венец
вручить, чтобы себя короновал.
Вот взять меня.
Я с предком говорю,
потомков скрыла тьма,
и победитель -
вон тот скелет в семнадцатом ряду,
что учится теперь по букварю
в Раю или в Аду, как небожитель,
и рвет цветы в бог весть каком саду.
Мой предок, отзовись.
Сейчас зима,
ты тянешь ноги к теплой батарее
и смотришь телевизор. От вина
в тебе блуждает
праздность, скука, тьма
и сытая усмешка тихо тлеет,
сияньем хрусталя отражена.
Ты нечто создаешь в своем уме,
но время разрушает панораму,
и остается только жуткий сон,
в котором пустота, как резюме,
какое не мерещилось Приаму,
когда он восходил на небосклон.
Ты, хоронящий заживо меня,
о чем ты думал, глядя в телевизор
и приходя с завода на покой?
Сгорело все: и храмы и броня,
и лишь зима,
как седенький провизор,
колдует над умершею травой.
Тогда ты не был
ангел или зверь,
хотя тобой и
управляла свора,
и лапою когтилася
рука...
ты победил,
но отворилась
дверь
последнего всемирного простора,
где только твердь, вода и облака?
Закончился
громадный рыхлый акт
истории. Мир поделил все дроби,
списав меня в остаток. Но в бреду
былая память плещется меж яхт,
белеет в голубом волны сугробе
заветный парус, нянчащий звезду. |
|
|
КУКЛА |
|
|
Когда она упала на паркет
и сам паркет
перевернулся в полночь,
то долго еще
тикали часы.
Зачем часы,
когда ее уж нет?
Когда природа
снова
произвольна,
но некому
впитать ее красы.
И некому меня
переодеть,
сменить
манжеты,
ленточки, булавки,
учить ходить
по скверу в сентябре,
когда сверкает
золото и медь
покорно
опускается на лавки,
и солнце
прячет жар
в златом ядре.
И некому меня
перевернуть,
чтобы
промолвить
два коротких слога,
чтобы закрыть
усталые глаза.
В проеме
облаков текучих ртуть,
и небо смотрит
сумрачно и строго:
то солнышко,
то тьма, то бирюза.
И я играю
только со звездой,
когда она
загадочно мигает
и, трепеща,
срывается во мглу,
но засыпает
медленно золой
меня и эту
землю засыпает,
и девочку,
упавшую в углу.
Со мной играют
только сквозняки
и злобных крыс
визгливое потомство,
что завладело
сломанным жильем,
и мне не
дотянуться до руки,
как той руке
до длинных пятен солнца,
бредущих по
паркету день за днем. |
|
|
ЗЕРКАЛО |
|
|
Хочу узнать вода я или свет,
чтоб
выплеснуть
пустую панораму
и перейти за
призрачную грань,
как делали
газель или сонет,
привычных слов
разыгрывая драму,
волшебные
сплетая Инь и Янь.
Ведь я любило
прежде воплощать
Объятья, ссоры,
тайные измены,
ужимки
удивленные детей.
Теперь на всем
костлявая печать
уже остывшей
огненной геены,
как лунный
слепок
всех ее страстей.
И в этом мире
непонятно где
тот переход от
вечности до плоти,
что прежде был
в касании руки.
не дотянуться
к солнцу и звезде,
к развалинам,
разинувшим в зевоте,
немые пасти
бешеной тоски.
Зачем мне
отражать
подобный мир,
уж лучше, как
Гомер,
лишиться зренья
и кончить дни
в обители теней.
Но рама, мой
безумный конвоир,
без перерыва
продолжает бденье,
как
четырехугольный мавзолей.
И я зову
спасительный туман
и с ним немое
святочное эхо
[ее Нарцисс,
лишь пепел серебра,
готовый
поменять самообман
на пыль ее
запнувшегося смеха]
и с эхом
начинается игра.
Вот, например,
упал метеорит
и рухнула еще
одна колонна,
и поднялся еще
один фонтан
бездушной пыли
от надгробных плит,
и вновь покой,
и дремлет беззаконно
земной души
трагический изъян. |
|
|
|
в начало |