|
Андрей Тавров поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"
статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина |
||
|
|||
ДВЕ ЗАПОВЕДИ И ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА |
|||
|
|||
Евангелие от Матфея повествует о том, как один из слушателей Иисуса обратился к нему с просьбой назвать главную заповедь в законе. Учитель, - спросил он, - какая наибольшая заповедь в законе? И Иисус ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. И добавил: вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Из десятков и сотен заповедей, т.е. предложений израильской религиозной мысли Учитель из Назарета выделил всего две и дал понять, что исполнения их достаточно для Спасения. Для того, чтобы обрести самое заветное из того, к чему устремлены все сокровенные человеческие помыслы счастье, покой и полноту Жизни. По-другому это состояние Евангелие называет Царством Небесным. Всего две заповеди. Соблюди их, и ты найдешь, все, что искал сам, и что искали все до тебя. Найдешь то, что предлагали тебе все великие пророки и учителя. На тебе исполнятся все чаяния и мечты человечества, тысячелетиями ищущего рецепт счастья и бессмертия. Соблюди их и Благая Весть осуществится на тебе. Но что значит соблюди? Что, вообще, значит слово заповедь. Приказ? Рецепт? Предложение? Наверное, это прежде всего призыв. И соблюсти его - значит откликнуться на него. У многих ли это получилось? Это можно проверить следующим образом. Давайте посмотрим, сколько из наших знакомых находятся в любви, сострадании, всепрощении, в полноте жизни, в счастье. Короче говоря, сколько из них уже сейчас, находясь в гуще нашей жесткой и подчас непростой жизни, пребывает в Царстве. Много ли? Эти заповеди обращены к нам точно также, как к тому законнику, который задал вопрос Иисусу. И поэтому либо мы ими не воспользовались, либо не знаем, как это делается. Христос не предлагает ничего неисполнимого. Евангелие реалистичная книга. Быть может, самая реалистичная из всех когда-либо написанных книг. И ее предложения не могут быть невыполнимы, или превышать человеческие возможности. Все что там говорится - это руководство к действию, приносящему обещанный результат. И это гарантировано жизнью, смертью и воскресением Сына Божьего, пришедшего на Землю для того, чтобы мы научились жить так, как Он предложил нам. Жить в полноте счастья и свободы. Потому что именно счастья прежде всего желает Бог людям. Что же нам мешает выполнить эти заповеди? Что нам мешает обрести счастье?
Возлюби ближнего как самого себя. Что это значит? Я хочу сказать, что это значит на практике? Прежде всего, мне предлагается возлюбить самого себя. И уже потом разделить эту любовь с моим другом, с женой, с незнакомым мне человеком с любым. Но разве любить себя хорошо? Разве это не эгоизм? Разве это не потакание свои инстинктам? Разве не сказано Учителем прямо противоположное : отвергни самого себя. Что-то здесь не стыкуется Что?
Я постараюсь говорить как можно проще, никому ничего не навязывая. Человек состоит из недостатков и святости. Или, другими словами, из любви и страха. Или - из своей божественной сущности и искаженной человеческой сущности. И пока я отождествляю себя с конечным миром своих недостатков, грехов, пока я вижу себя как существо ограниченное желаниями есть пить и размножаться во всех их всевозможных и изобильных вариациях я еще не знаю себя. Желания есть пить и размножаться от Бога. Но ограничение себя этими желаниями и жизнь построенная лишь на удовлетворении их не от Бога. К тому же, слишком сильно желая секса я служу не себе и не богу, а сексу. Слишком сильно желая денег, я начинаю работать на них, а не наоборот. Тем не менее я- Творец. Это мне дар от Бога. И поэтому своими желаниями вещей конечных я творю для себя то, что называю своей жизнью. Но творчество это пошло по ложному пути. Слишком сильное желание недостаток. Его называют алчностью. И если я буду честен с собой я найду еще много недостатков или грехов, которые и определяют мою жизнь. Да, - скажет привычно сокрушенно кое-кто все мы грешники. Но что это значит? Что значит признать себя грешником? Это значит что я воспринимаю жизнь через систему кривых зеркал недостатков. Ибо мой недостаток, грех, не позволяет мне видеть дерево как оно есть, любимую, как она есть, ближнего, как он есть и себя, как я есть. Потому что у меня на носу очки, искажающие мое видение. И каждый недостаток алчность, похоть, зависть, лень работают, как эти очки, мешающие мне видеть реальность. Дело в том, что имея этот инструмент на носу, я вижу сам себя как свое эго. В лучшем случае мой ближний просвечивает сквозь мой недостаток некоей призрачной фигурой. И точно также дело обстоит с моей собственной божественной, бессмертной, творческой глубиной она мне просто неизвестна. Собственно говоря, реализуя систему своих недостатков, я лишь воображаю, что вижу жизнь, а на самом деле вижу стенки подводной лодки. Есть такая песенка у Битлз: We are all in the yellow submarine мы все в желтой подводной лодке. Однажды мне пришлось признаться, что со мной дело обстоит именно так. И этот день я считаю решающим в понимании смысла заповеди: Возлюби ближнего, как самого себя. Ведь любить самого себя - это как раз и значит отказаться от оболванивающего меня оптического прибора, отказаться от системы кривых зеркал своих недостатков, перестать отождествлять их с собой. Не говорить, что существо, которым владеют и распоряжаются ограниченные желания и цели есть я. Полюбить другое существо - то бессмертное и любящее начало, скрытое в моей душе, ту великолепную сущность, высвободить которую и пришел Христос. Это и есть я. Вот кто я на самом деле. Возлюби ближнего как самого себя. Это значит отыщи и возлюби себя образ и подобие бесконечного любящего Бога и никогда не забывай, кто ты есть такой на самом деле. Помни, что слова Господа: отвергнись самого себя означают не отвержение от этой твоей бессмертной сущности, а предложение покинуть замкнутые стены подводной лодки и выбраться туда, где сияет синее небо, в котором кружатся птицы, туда, где плещет бесконечный океан и горят звезды. Найди это в себе и только после этого ты увидишь, что это бесконечное чудо сокрыто в любом человеке, в твоем ближнем. И если он о нем не знает раздели это знание с ним, потому что отныне ты у же не сможешь не любить его.
Человек подводной лодки, даже если и утверждает, что любит другого, любит не его а его подводную лодку. Такая ограниченная любовь всегда зависима и ищет собственной выгоды. И сколько бы я не говорил, что люблю тебя, на самом деле я буду утверждать, что мне от тебя нужно что-то такое, что мне самому недостает до счастья, как я его на сегодня понимаю. Любовь в подводной лодки это не любовь, а зависимость, порожденная моим эгоизмом. Потому что подводная лодка другого для меня не прозрачна. Потому что я слеп. И об этом говорит Христос: они утверждают, что зрячи, а на самом деле слепы. В тот день, когда я увидел, что я слеп и нахожусь в yellow submarine я начал просыпаться.
Легко ли выбраться из состояния непрозрачности, слепоты. Легко ли покинуть стены греха? Если есть желание, то легко. Если оно отсутствует, то невозможно. Желание дает Господь. И осуществление этого желание дает Господь. Все, что для этого нужно он даст. Но даже когда желание исчезает и жизнь становится невыносима, я могу обратиться к нему снова и снова! и силы придут, ноша моя будет легка. И я продолжу путь в свободу.
Иногда мне кажется, что в заповеди: возлюби ближнего, как самого себя, - запятая не нужна. Древние переписчики вообще не ставили знаков, и поэтому я оставляю для себя возможность прочитать эту заповедь еще и так: полюби ближнего в качестве самого себя. Греховный разрыв и фрагментация мира основная причина всех бед, на которые обрекло себя человечество от первого шага гордыни, от того эпизода, когда Адам сказал: путь будет так, как я хочу, а не Ты, Господи. Смерть, войны, болезни, экологическая катастрофа все это последствия такого автономного положения каждого человека. Автономность-гордыня приводит к заключению себя в подводную лодку и отождествлению своей жизни с мрачным подводным плаваньем. Но Христос в день Тайной Вечери дает возможность вернуться к новой Цельности через Него. Он говорит в своей последней священнической молитве, обращаясь к Отцу: Да будут все едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал меня. И вне подводных стен мы уже едино: без потери личности ты - это я, а я это ты. Мы знаем эти слова - это слова любви, которые могут вырваться на самом ее пике, из самой ее глубины, когда любящий говорит их своей возлюбленной. Ты это я. Но глубина любви это и есть единственная реальность все остальное иллюзии, порожденные искривленным видением через оптику греха. И поэтому возлюбить ближнего в качестве самого себя это войти в реальность, в единое Тело Христово.
Но никакая заповедь не работает отдельно от других. И поэтому Бог предлагает любить Себя, чтобы осуществились все заповеди. Ибо Он источник моих сил и моего вдохновения. Но Он не живет где-то отдельно от меня. Он живет в глубине души моего ближнего и моей собственной. И любя своего ближнего, я люблю в нем эту глубину, я люблю Бога, сделавшего эту глубину своим Домом. И только таким образом я осуществляю свое право на счастье и Царство, которое уже теперь со мной на Земле.
Мне нравится песенка про желтую подводную лодку. Там история немного о другом, я просто воспользовался образом. Но теперь, звуча из радиоприемника, она мне напоминает что место мое наверху, там где синее небо и летают птицы. |
|||
Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха) | |||
Поэзия.ru | |||
АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ | |||
Мальчик-с-пальчик | |||
НОВЫЙ МЕТАФИЗИС | |||
ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ | |||
Поэзия Московского университета | |||
ОТЕЛ Арт-Ваз | |||
Конкурс религиозной поэзии | |||
ПЬЕТА | |||
Кто Сам есть Путь, за Христом | |||
Сон в моей жизни | |||
Интервью из второй жизни | |||
Стоит пространство не названо.. | |||
В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова | |||