Андрей Тавров

поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"

 

 

 

 

 

стихи

статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина

     

 

о нём, а также библиография

 

КАРАЮЩИЙ БОГ И ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

 

ссылки

 

 

лБог создал человека по образу и подобию Своему.

И люди отплатили Ему тем же╗.

                Вольтер

 

 

Слова Евангелия часто становятся странными. Причем, чаще всего это происходит в том случае, когда перестаешь их примеривать к кому-то другому и адресуешь себе Ц единственному человеку, к которому и стоит их отнести. Поэтому пока читаешь о том, что видящие, не видят, имеющие глаза Ц слепы, и относишь их к другим Ц они не вызывают никаких чувств, кроме лблагородных╗. Но стоит применить их к себе, как возникает некоторый дискомфорт, суть которого сводится к подозрению, что не все что я вижу и о чем выношу оценки. соответствует реальности. Это тревожное ощущение. Иногда Ц и слава Богу, если это так Ц оно становится катастрофичным. Катастрофа касается прежних правил и стереотипов мышления. Возникает их пересмотр. Если ты честен сам с собой, то вряд ли захочешь проглядеть реальность, имя которой Любовь. Поэтому учишься видеть заново.

 

Тот, кто дочитал Евангелия до конца, не может не обратить внимания на странное обстоятельство. Господь воскресает, и любовь Его торжествует. Казалось бы весь мир должен узнать об этом и возрадоваться. Ибо смерть побеждена и Ад поколеблен. Но посмотрите, как медленно и с каким трудом эта торжествующая и вдохновляющая весть входит в мир, в сердца людей. Воскресшего просто не узнают. Евангелист Лука пишет о том, как ученики разговаривают с Ним лицом к лицу, проходят неблизкий путь по дороге в Эммаус и не понимают, с кем говорят. Несмотря на то, что общались с этим Человеком прежде, и не один раз. Больше того Ц любили этого человека и видели в нем Божьего Сына. Они узнают Его лишь в самом конце, когда Он преломляет хлеб за трапезой, чтобы тотчас же исчезнутьЕ

 И это не единственный пример. Мария Магдалина, встретив Его в саду у пустой гробницы принимает его за садовника. Апостол Фома, тот даже принципиально отказывается верить в то, что воскресшего можно увидеть. лПока не увижу дыры от гвоздей в руках и ногах, не поверю╗, - говорит он ученикам, которые уже видели Воскресшего. Но и сами ученики, когда Иисус вошел к ним минуя запертую дверь, испугались и усомнились, а проще говоря, не разглядели, не увидели в вошедшем - своего Учителя, который не раз говорил им, что Он воскреснет, и они слушали Его слова, затаив дыхание и , кажется, верили Ему. И дальше Ц больше. В последний день Его жизни на земле, в последние Его часы, как свидетельствует тот же Лука в лДеяниях Апостолов╗, Учителя окружили сотни людей. И вот на их глазах совершается чудо, которое мы называем Вознесением. И что же? лИные поверили, а иные усомнились╗.

 Что за странное, словно лслепое╗ пятно мелькает на этих чудесных страницах. Словно какое-то бельмо или туман неведомого происхождения кочует по финалу евангельского повествования делая зрячих слепыми Что здесь вообще происходит? О чем тут идет речь? Ведь не стал же Учитель после Своего Воскресения неузнаваем настолько, что Его нельзя было опознать. Ведь многие ученики узнавали Его и удивлялись, как это не случилось с ними с самого начала. Какая же тут работает таинственная пелена, какая пленка, какой занавес? Почему Он лоткрылся не всем, а кому Сам захотел╗, что за таинственные слова?

 

Давайте зайдем на эту проблему немного с иной стороны. Давно замечено, что в мировой литературе писателям наиболее удаются отрицательные персонажи. Именно они производят впечатление живых, реальных, колоритных, узнаваемых. Вспомним хотя бы Яго или Плюшкина, или Ноздрева. Вспомним лчерный юмор╗ Даниила Хармса или Иудушку Головлева. Вспомним наконец, всю булгаковскую компанию Ц всех этих варенух, лиходеевых и уж конечно, Коровьева, Азазелло, Бегемота. лПоложительный╗ Иешуа в трактовке Булгакова явно проигрывает им по выразительности. Гениальных отрицательных героев в мировой литературе сотни, включая Сатану Мильтона и Демона Лермонтова. Что же касается героев положительных Ц тут все обстоит намного труднее. Героев положительных в мировой литературе Ц единицы. Не то что бы их не было Ц попытки создать положительный персонаж повторялись  многократно и настойчиво, но чаще всего вели к неубедительным результатам. Гоголь, отчаявшись создать такого героя, сжег рукопись лМертвых Душ╗, а многие лназидательные╗ герои оказались безнадежно скучны и канули в Лету. На этом поприще гениальная русская словесность может похвастаться разве что князем Мышкиным Ц выдающимся образом русского христианина.

Приходится признать, что если зло человек распознает и угадывает Ц видит Ц сразу, то к качествам добра он каким-то образом остается слеп. Добро не стало в сознании большинства синонимом жизненности и убедительности. Убеждает Зло. Именно оно опознается как жизненность, как достоверность, как реализм. Добро всегда под сомнением. Истории, где оно побеждают, в основном, называются сказками. Его распознать и опознать трудно. Оно не дается даже гениальным писателям. История литературы свидетельствует об этом.  И это один из самых поразительных принципов общечеловеческого мышления. Если придать этому принципу некоторую дискуссионную заостренность, то его можно сформулировать так: большинство людей отождествляет свою земную жизнь со страхами, неудачами и поражением. Отождествляет ее с силами страдания и смерти. Со злом и грехом. Идея торжествующей любви Ц не визуальна. Ее не взять не только средним мышлением, но даже и гениальным глазом. Посмотрите, сколько великолепных лраспятий╗ оставили нам художники Возрождения и как неубедительны и нежизненны полотна изображающие Воскресение.

Психологи давно пришли к открытию, которое художники и некоторые священники сделали значительно раньше: человек видит не мир, а свои представления о мире. Не реальность, а свои представления о реальности. Об этом сняты такие фильмы, как лМатрица╗ или лMulholland drive╗ Линча. Именно поэтому человек, не перерожденный Духом Святым, не родившийся заново, будет конструировать реальность вокруг себя таким образом, что убедительным и жизненным окажется лишь зло мира, достоверен лишь распятый Христос и могуч лишь карающий Бог. История с Воскресшим Христом - слишком нежизненна, она слишком счастливая, слишком лотстает╗ от сознания, в котором на первом плане расположилась сила мирового Зла и другого бога Ц поэтому ученики узнают Учителя не сразу, а многие другие так и не узнают Его вообще. Благо, Господь, всегда дает возможность человеку узнать Его или остаться слепым.

Зато идея гневного, карающего, неврастенического Бога, который только и ждет, когда человек ошибется, чтобы тотчас его наказать Ц въелась в сознание многих христиан. Собственно говоря, идея пребывания Зевса Громовержца на троне Бога-Отца оказалась мила подавляющему большинству сердец в христианской истории, о чем свидетельствуют, в частности, изображения Бога Отца (который в принципе не изобразим) в виде седобородого старца, подозрительно близкого по внешности к некоторым богам античного или скандинавского пантеона, во многих православных храмах. Этот бог оказался как-то ближе и понятней, как-то родней и доступней Бога Любви, для Которого каждый Ц единственный, желанный и бесценный, ибо он и есть  сын Божий.

Другими словами, представ перед выбором Ц Карающий Бог или Бог Любви, человек предстает перед возможностью выбрать иллюзию или Реальность. И, к сожалению, в большинстве своем, выбор совершается не в пользу последней. 11 сентября? Ц это американцев Бог наказал. Цунами, волны унесшие тысячи жизней? Ц кара Божья. Или еще раньше Ц убили святого человека, православного священника А. Меня? Ц Бог покарал. Возникает жуткое ощущение, что руки библейского Бога по локоть в крови. И еще возникает вопрос Ц а что сами-то люди? Где они были в это время? Кто захватывал самолеты, кто нацеливал их на нью-йоркских лблизнецов╗, кто поджидал Александра Меня в то раннее утро на дороге в храм? Или это были ангелы - посланники Божьи? Что-то не сходятся здесь концы с концами.

Но вот цунами! Ведь такое мог устроить лишь Всемогущий . Люди тут не при чем. Тут, кажется, все очевидно. Но так ли это? Давайте посмотрим. Не является ли сам человек тем карающим богом, который так ему мил в качестве потенциальной причины бедствий?

 

Почти все метеорологи сходятся во мнении, что предсказать погоду на сто процентов, несмотря на все современные компьютерные и космические технологии, работающие на эту службу Ц невозможно. Причину этой непредсказуемости принято называть лэффектом бабочки╗. Полушутя-полусерьезно ученые утверждают, что бабочка, взлетевшая с цветка в Австралии, может вызвать ураган в Швеции. Давайте сравним это со странным предостережением Евангелия: лза каждое слово дадите ответ╗, говорит Иисус. Что это значит? Почему слово столь важно? Какие силы в нем и в мысли его порождающей заключены? Ц Огромные! Ибо человек создан по образу и подобию творца и ему, человеку, вручен еще в Раю весь Космос для возделывания и одухотворения. Человеческие слова и мысли обладают по природе своей колоссальной творческой мощью Ц либо созидающей, либо разрушающей. Природа и человек Ц одна система. Духовное отзывается в так называемой лнеразумной╗ природе, и действие его, подчас разрушительно. лВы Ц богиЕ╗, - цитирует Иисус, - вы обладаете божественной мощью, духовной мощью, пользуйтесь ей правильно. Не карающий бог и не бабочка, а последствия человеческих слов и мыслей способны вызвать землетрясения и цунами.

 

И все же хочется снять с себя ответственность за разрушенную экологию, за тысячи , умирающих ежегодно от недоедания, за сотни тысяч, гибнущих в автокатастрофах, в террористических актах, локальных войнах, в авантюрах правительств, от плохих лекарств, стихийных бедствий, алкоголизма, наркомании. Снять с себя и возложитьЕна Бога. Бог как козел отпущения Ц тема, к сожалению, древнейшая.

 

Вернемся. Еще раз вернемся к словам Евангелия, где говорится, что Бог есть Любовь. Постараемся прочитать их серьезно. Постараемся понять, их исходя из самого светлого, что в нас есть Ц духа способного любить и прощать, творить и быть бескорыстным.  Бог есть любовь. Простая фраза. Но человек состоит из трех лэтажей╗ Ц духа, души и тела. И с точки зрения только тела ее не понять: тело свидетельствует об обратном. Оно говорит: я болею, страдаю и умру. Я уязвимо и существую отдельно от всех других. Бог меня не любит. С точки зрения только души ее тоже не понять, потому что душа говорит: мне страшно, я одинока, у меня не получается быть все время счастливой, я не знаю откуда я пришла и куда иду. Бог меня не любит.

Подведем итоги. Эго человека и его тело видят жизнь как бессмысленное страдание, кончающееся неотвратимой и несправедливой смертью. И поэтому Бог, создавший такую жизнь Ц не может быть никем иным, как Богом-карателем. И фраза лБог есть любовь╗ повисает в воздухеЕ

 Но дух Ц способен понять эту фразу. И дух видит, что это правда. И он говорит об этом душе, говорит ей и свидетельствует, что она бессмертна и божественна, и дарует ей силы и радость. И он говорит об этом телу, о том, что оно преодолеет смерть и обретет в воскресении новые духовные возможности, и тело набирается новой энергии и вдохновения. л Дух бодрствует, - сказал Иисус, - плоть же немощна╗. У духа человеческого свое зрение, отличное от зрения эго и зрения тела. Дух способен видеть не свои представления о реальности, а Реальность как таковую. И в этой Реальности Бог Ц Любовь и ничего кроме Любви. И Иисус в ночь перед Распятием молит Отца, чтобы мы стали едины с Ним в этой Любви. Мы все. Каждый из нас. И ждет нашего ответа.

вернуться на страницу перечня статей

     
       
       
       
 

Ссылки:

Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха)  
    Поэзия.ru  
    АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ  
    Мальчик-с-пальчик  
    УНОВЫЙ МЕТАФИЗИСФ  
    ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Поэзия Московского университета  
    ОТЕЛ Арт-Ваз  
    Конкурс религиозной поэзии  
    ПЬЕТА  
    Кто Сам есть Путь, Ч за Христом  
    Сон в моей жизни  
    Интервью из второй жизни  
    Стоит пространство не названо..  
    В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова  
       
       
Сайт управляется системой uCoz