Андрей Тавров

поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"

 

 

 

 

 

стихи

статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина

     

 

о нём, а также библиография

 

КТО ТЫ, ЭРИК КЛЭПТОН?

 

ссылки

 

 

 

В Москву приезжает Эрик Клэптон лучший гитарист мира, легендарный музыкант, символ целой музыкальной эпохи. Мы идем с приятелем по московскому переулку, и он рассказывает мне о музыке Эрика. Он тоже музыкант, и ему в игре Клэптона видятся и открываются такие профессиональные дали, о которых я, простой дилетант без музыкального образования, могу лишь догадываться. Правда, я их все равно чую, эти дали, но чую интуитивно. Этим чувством Бог не обидел. Потом мой товарищ говорит: Знаешь, только у Клэптона есть Грэмми с такой мотивировкой За победу над самим собой.

 Я сначала не понимаю, но потом до меня доходит, что речь шла о пристрастии музыканта к наркотикам, которое Клэптон преодолел. Такие победы всегда меня восхищали и продолжают восхищать. Но сейчас речь не об этом. Чем дальше мы шли, тем более непонятная картина передо мной вырисовывалась. Я представил себе на манер электронной игры маленького эрика клэптона, который борется с другим маленьким эриком клэптоном (тем самым, который пристрастен к наркотикам) и одолевает его при помощи то ли подножки, то ли другого хитрого приема. Но тут откуда-то прибегает третий эрик клэптон (бизнесмен) и одолевает того эрика, который только что был победителем. И это еще не все. Из-за условного угла воображаемой электронной игры, повисшей передо мной в летнем воздухе переулка, вырывается еще с полдюжины маленьких эриков, и, раздавая тумаки и оплеухи, стремятся к вожделенной победе над собой. Сказано же За победу над собой. А это значит, что в эрике был один эрик, который победил и второй тоже был, тот, который проиграл. А где двое эриков, там и пятеро окажется, и шестеро.

Смешная картинка, конечно, но некоторую реальность, с которой мы имеем дело, она все же отражает. Во всяком случае, вместе с Клэптоном мы вполне можем задать себе вопрос, где же находится наше основное Я. Кто ты, Эрик Клэптон? Великий музыкант? Неплохой бизнесмен? Нежный отец? Верный друг? И кто я сам? журналист? Филолог? Ведущий радиопрограммы? Дурачащийся с приятелем весельчак? Поэт, предпочитающий уединение и тишину? С кем общаются люди, говоря о том, что они общаются со мной?

 Конечно, существует социальное ролевое поведение, некие шаблоны определенных действий в определенной социальной среде. Эти роли общие для всех, и они  отчасти полезны, ибо облегчают общение, упрощают мое поведение в  той или иной ситуации. Они практичны, и, в общем-то, всем хороши, кроме того, что они это не я. Но вот в чем беда - со временем эти роли встраиваются в меня, как программы в компьютер и начинают не только управлять мной, но еще и претендовать на то, что они-то и есть я. И многие с этим ощущением соглашаются. Вернее эти общие программы их в конце концов уговаривают и ломают. А для того, чтобы как-то ощутить свою непохожесть на других и уникальность, одним словом, компенсироваться можно сделать небывалую татуировку не на левом, скажем, плече, как у Вики, а под лопаткой или еще где-нибудь, где никто еще не делал. Потому что это и есть я. Ни на кого теперь не похожий

Кто же я есть на самом деле? И как мне меня, незнакомого мне, но истинного, встретить? Как сориентироваться в этой толпе эриков, александров, марин и даш? С татуировками и без. Кто из них я?

.

 ...

Однажды в Норвегии произошла такая история.

 Пер Гюнт молодой норвежский крестьянин, познакомился на танцах с Сольвейг, простой девочкой из соседнего поселка, а потом отправился
покорять мир. Он путешествует, становится купцом, переживает массу приключений, богатеет, разоряется, и, наконец, на старости лет возвращается к себе на родину в горы, и там вдруг встречает Смерть. И та говорит ему - пора, Пер Гюнт, я пришла за тобой. Он потрясен и молит об отсрочке.

 "Хорошо, - говорит Смерть, - ты ее получишь, но при одном условии.
До  вечера ты должен вспомнить хотя бы один эпизод из своей жизни, где ты был
самим собой. Если не вспомнишь, я приду и заберу тебя. Пер Гюнт рад - это легко. Он всегда был самим собой. Он согласен.

Но вот что поразительно - целый день он пытается вспомнить хоть один случай, когда бы
он был вполне самим собой, и не может. Говоря современным языком - всю свою
жизнь он отрабатывал чужие ролевые социальные программы. Он не был собой -
никогда. И он понимает, что погиб.

 Внезапно в горах он набредает на жилище
женщины с огромными прекрасными глазами, и та узнает его и окликает по
имени. Оказывается, это та самая девочка по имени Сольвейг, с которой он
когда-то давным-давно в молодости танцевал. И он рассказывает ей, что должен вечером
умереть, потому что он никогда не был самим собой.

 -"Нет, ты не умрешь", - говорит ему Сольвейг. - Потому что есть на земле место, где ты всю жизнь был самим собой."

 Пер Гюнт не верит, он спрашивает где находится это место. И
тогда Сольвейг показывает на свое сердце.

 -"Здесь, - говорит она, - здесь ты был самим собой всю жизнь, дорогой мой мальчик".

И Смерть отступает. Потому что в любящем сердце Пер Гюнт действительно был самим собой все это время. Потому что любовь это реальность. Первая и последняя.
Примерно так. Я давно не перечитывал эту пьесу Генриха Ибсена, но суть ее для меня в этом.
Суть в том, что пребывание в Реальности, в самоидентификации Ибсен связывает
с пребыванием в любви. Себя истинного можно найти лишь в любви. И лучше не ждать, что тебя полюбит одна на миллион, по имени Сольвейг, а дарить любовь самому.

Ведь если я смотрю на мир без любви, я не вижу мира. И если я смотрю на своего друга без любви, я не вижу своего друга. И если я смотрю на себя в зеркало без любви, то моя встреча с собой может так и не состояться. Потому что без любви я выпадаю из реальности. Иногда такое случается, и всю свою жизнь человек проживает как чужую, так и не встретившись с собой. Но мир состоит из любви, - говорят поэты, святые и философы. Бог есть Любовь, - говорит Библия. Поэтому шанс для встречи с собой всегда есть.

 Просто учись любить. И если ты думаешь, что уже умеешь это делать, позволь мне не поверить. Хотя, может быть, ты уже светишься неуловимым и притягательным светом, может быть, одно твое присутствие делает людей счастливыми, может быть, вся твоя жизнь превратилась в сплошное чудо? Тогда я ошибся, и ты, действительно научился любить, ты увидел мир вокруг себя таким, как он есть на самом деле сияющим и совершенным, и ты встретился, наконец, с самим собой.  

вернуться на страницу перечня статей

     
       
       
       
 

Ссылки:

Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха)  
    Поэзия.ru  
    АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ  
    Мальчик-с-пальчик  
    НОВЫЙ МЕТАФИЗИС  
    ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Поэзия Московского университета  
    ОТЕЛ Арт-Ваз  
    Конкурс религиозной поэзии  
    ПЬЕТА  
    Кто Сам есть Путь, за Христом  
    Сон в моей жизни  
    Интервью из второй жизни  
    Стоит пространство не названо..  
    В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова  
       
       
Сайт управляется системой uCoz