|
Андрей Тавров поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"
статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина |
||
|
|||
КТО ТЫ, ЭРИК КЛЭПТОН? |
|||
|
|||
В Москву приезжает Эрик Клэптон лучший гитарист мира, легендарный музыкант, символ целой музыкальной эпохи. Мы идем с приятелем по московскому переулку, и он рассказывает мне о музыке Эрика. Он тоже музыкант, и ему в игре Клэптона видятся и открываются такие профессиональные дали, о которых я, простой дилетант без музыкального образования, могу лишь догадываться. Правда, я их все равно чую, эти дали, но чую интуитивно. Этим чувством Бог не обидел. Потом мой товарищ говорит: Знаешь, только у Клэптона есть Грэмми с такой мотивировкой За победу над самим собой. Я сначала не понимаю, но потом до меня доходит, что речь шла о пристрастии музыканта к наркотикам, которое Клэптон преодолел. Такие победы всегда меня восхищали и продолжают восхищать. Но сейчас речь не об этом. Чем дальше мы шли, тем более непонятная картина передо мной вырисовывалась. Я представил себе на манер электронной игры маленького эрика клэптона, который борется с другим маленьким эриком клэптоном (тем самым, который пристрастен к наркотикам) и одолевает его при помощи то ли подножки, то ли другого хитрого приема. Но тут откуда-то прибегает третий эрик клэптон (бизнесмен) и одолевает того эрика, который только что был победителем. И это еще не все. Из-за условного угла воображаемой электронной игры, повисшей передо мной в летнем воздухе переулка, вырывается еще с полдюжины маленьких эриков, и, раздавая тумаки и оплеухи, стремятся к вожделенной победе над собой. Сказано же За победу над собой. А это значит, что в эрике был один эрик, который победил и второй тоже был, тот, который проиграл. А где двое эриков, там и пятеро окажется, и шестеро. Смешная картинка, конечно, но некоторую реальность, с которой мы имеем дело, она все же отражает. Во всяком случае, вместе с Клэптоном мы вполне можем задать себе вопрос, где же находится наше основное Я. Кто ты, Эрик Клэптон? Великий музыкант? Неплохой бизнесмен? Нежный отец? Верный друг? И кто я сам? журналист? Филолог? Ведущий радиопрограммы? Дурачащийся с приятелем весельчак? Поэт, предпочитающий уединение и тишину? С кем общаются люди, говоря о том, что они общаются со мной? Конечно, существует социальное ролевое поведение, некие шаблоны определенных действий в определенной социальной среде. Эти роли общие для всех, и они отчасти полезны, ибо облегчают общение, упрощают мое поведение в той или иной ситуации. Они практичны, и, в общем-то, всем хороши, кроме того, что они это не я. Но вот в чем беда - со временем эти роли встраиваются в меня, как программы в компьютер и начинают не только управлять мной, но еще и претендовать на то, что они-то и есть я. И многие с этим ощущением соглашаются. Вернее эти общие программы их в конце концов уговаривают и ломают. А для того, чтобы как-то ощутить свою непохожесть на других и уникальность, одним словом, компенсироваться можно сделать небывалую татуировку не на левом, скажем, плече, как у Вики, а под лопаткой или еще где-нибудь, где никто еще не делал. Потому что это и есть я. Ни на кого теперь не похожий Кто же я есть на самом деле? И как мне меня, незнакомого мне, но истинного, встретить? Как сориентироваться в этой толпе эриков, александров, марин и даш? С татуировками и без. Кто из них я? . ... Однажды в Норвегии произошла такая история. Пер Гюнт
молодой норвежский крестьянин, познакомился на танцах с Сольвейг,
простой девочкой из соседнего поселка, а потом отправился "Хорошо, -
говорит Смерть, - ты ее получишь, но при одном условии. Но вот что
поразительно - целый день он пытается вспомнить хоть один случай, когда
бы Внезапно в
горах он набредает на жилище -"Нет, ты не умрешь", - говорит ему Сольвейг. - Потому что есть на земле место, где ты всю жизнь был самим собой." Пер Гюнт
не верит, он спрашивает где находится это место. И -"Здесь, - говорит она, - здесь ты был самим собой всю жизнь, дорогой мой мальчик". И Смерть
отступает. Потому что в любящем сердце Пер Гюнт действительно был самим
собой все это время. Потому что любовь это реальность. Первая и
последняя. Ведь если я смотрю на мир без любви, я не вижу мира. И если я смотрю на своего друга без любви, я не вижу своего друга. И если я смотрю на себя в зеркало без любви, то моя встреча с собой может так и не состояться. Потому что без любви я выпадаю из реальности. Иногда такое случается, и всю свою жизнь человек проживает как чужую, так и не встретившись с собой. Но мир состоит из любви, - говорят поэты, святые и философы. Бог есть Любовь, - говорит Библия. Поэтому шанс для встречи с собой всегда есть. Просто учись любить. И если ты думаешь, что уже умеешь это делать, позволь мне не поверить. Хотя, может быть, ты уже светишься неуловимым и притягательным светом, может быть, одно твое присутствие делает людей счастливыми, может быть, вся твоя жизнь превратилась в сплошное чудо? Тогда я ошибся, и ты, действительно научился любить, ты увидел мир вокруг себя таким, как он есть на самом деле сияющим и совершенным, и ты встретился, наконец, с самим собой. |
|||
Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха) | |||
Поэзия.ru | |||
АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ | |||
Мальчик-с-пальчик | |||
НОВЫЙ МЕТАФИЗИС | |||
ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ | |||
Поэзия Московского университета | |||
ОТЕЛ Арт-Ваз | |||
Конкурс религиозной поэзии | |||
ПЬЕТА | |||
Кто Сам есть Путь, за Христом | |||
Сон в моей жизни | |||
Интервью из второй жизни | |||
Стоит пространство не названо.. | |||
В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова | |||