Андрей Тавров

поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"

 

 

 

.

 

 

стихи

статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина

     

 

о нём, а также библиография

 

ПОСЛАНИЕ МАДОННЫ

 

ссылки

 

 

 
 

Мадонна приехала в Москву, подняв шлейф скандала и споров между верующими. Сначала подрались ее телохранители в гостинице, а еще до этого выступила Католическая церковь с призывом игнорировать концерт Мадонны Чикконе в Москве, потом высказались мусульмане, а потом и Православная церковь - в форме демонстраций против выступления в Лужниках и в виде заявления в лице о. Всеволода Чаплина , о том, что певица, исполняющая одну из своих песен с бутафорского, подсвеченного стразами креста, нуждается в духовной помощи. (Хотя, заметим в скобках, сама певица о помощи не просила и ставить ей диагноз не предлагала никому. Но о. Всеволод Чаплин почему-то решил, что он лучше знает, кто нуждается в помощи, а кто нет обычная некорректность человека, уверенного в своей официально утвержденной духовности).

Мне все чаще кажется, что не стоит определять Жизнь в ее течении с позиций правильно-неправильно или хорошо-плохо, потому что то, что вчера было хорошо, слишком часто сегодня становится плохо, а завтра снова хорошо. Так было, скажем, с коммунистическим режимом в России или с союзом СССР с Германией, а потом с ней же войной. 

Мне кажется куда более продуктивным подходом - определять события Жизни, как послание. И не кому-нибудь, а лично мне. Любое событие несет в себе такое послание. Жизнь все время разговаривает со мной, обменивается своими SMS-ками, просто для понимания их нужен дешифровальный код. Поэтому, давайте-ка попробуем расшифровать при помощи этого кода, какое же именно послание принесла певица Мадонна.

 

Что мы о ней знаем? Что в двадцать лет она появилась в Нью-Йорке с 37 долларами в кармане и сумкой в руках всем своим багажом. Что следующие 10 лет были периодом стремительного восхождения на вершины Олимпа шоу бизнеса и триумфальным отстаиванием почетного места в обители звездных небожителей.  Еще мы знаем, что эта певица любит раздеваться на сцене и шокировать публику откровенно рискованными с точки зрения традиции сексуальными эскападами мастурбацией, имитацией однополого секса и прочими откровенными представлениями на сцене. Что она постоянно в конфликте с Католической церковью, хотя сама католичка.

Ну, где же ключ к шифру, где? Ведь он где-то здесь, совсем рядом. Может быть, вот это ее высказывание - Я обожаю власть, власть для меня это самое главное?

А ведь если я стремлюсь удержать власть, мне нужно использовать маску, манипуляцию и найти источник энергии. Где вы видели политика без маски и актера без грима? Любой президент в наше время становится актером, вживается в образ. Без этого власть не сохранить. Другое дело, что настоящая жизнь никогда не утверждает своей власти ни солнце, ни ручей, ни цветок. Им этого не надо. Они блаженны оттого, что они есть. И в этом они схожи со всеми просветленными людьми мира, которых никакая внешняя власть не интересует, от Христа и св. Франциска до современных незнакомцев духа Александра Меня и Григория Померанца.

 

Итак маска. И Мадонна чередует ряд масок, примеряя на себя образы великих женщин Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Мерилин Монро. Она взбалтывает и микширует эти образы, въевшиеся в подсознание зрителя, как коктейль, и добивается успеха. Впрочем, это операция такого рода, что одна английская романистка спрашивает, а где же сама мадам Чикконе? Есть ли она на свете? Или она это всего лишь набор масок?

Второе - манипуляция. Манипуляция вещь опасная, потому что лишает свободы. Тот, кто манипулирует толпой, становится заложником толпы. В случае Мадонны зрительской, в  случае президентов, бонапартов и фюреров человеческим стадом. Это общеизвестно.

И третье, самое главное источник энергии, аура силы.

И тут Мадонна проявляет гениальную находчивость. Она чует места и символы силы. Она прекрасно понимает, что самыми мощными энергоносителями являются сакральные, священные символы. Плюс символы сексуальные   символы огромной силы Жизни, ее  репродуцирования, возобновления на биологическом уровне. Но сами эти символы ни за что не принесли бы ей успеха. Успех принесла атака на эти символы. Вот тут они и стали отдавать в виде скандала и шумных споров свою энергию., накопленную веками. (Об этом секрете, кстати, прекрасно знали и Герострат, и создатель Кода да Винчи).

 

Мне всегда было интересно, почему Церковь столь яростно и бурно реагирует на подобные малозначимые с точки зрения Веры и Духа вещи. На Последнее искушение Христа, на Код Да Винчи, на гастроли Мадонны. Ну что мы не знаем, что ли, про все эти сексуальные разночтения? Про то, что в мире полно атеистов или тех, которые думают о Христе Бог весть что. Все это есть и никого не волнует. Чего же боится Церковь?

Я вам открою небольшой секрет. Церковь боится конкуренции. А теперь самое время пояснить, что я имею в виду. Церковь Духа, Церковь Любви и глубины, та, которая существует в сердцах верующих от папы до дворника ничего не боится и ни с кем не ведет конкурентной борьбы. Для нее певица Мадонна такая же вечная и бессмертная драгоценность, как и любой живущий на земле человек. Но, увы, существует церковь внешняя, обрядовая, идеологическая, и скажем это слово стремящаяся к власти не меньше певицы Мадонны. Именно она-то и ввязывается в поверхностные споры об использовании сакральной символики в личных целях, ибо это утечка энергии из ее идеологического резервуара.

Впрочем, сегодня уже не совсем понятно, кто кому больше делает рекламу Церковь Мадонне или Мадонна Церкви. Те, кто поднимают шум вокруг гастролей, знают что делают рекламируют себя за счет певицы. Это как журналисты и кинозвезды делают свое хлопотливое, но общее дело.

Ну и теперь пора дешифровать послание Мадонны. Хотя предварительно вспомним вот еще что. Она в детстве бесконечно любила мать. Она была еще совсем маленькой, когда мать умерла от рака. И она испугалась. Она поняла, что есть смерть и ужас одиночества. Незащищенность. Она попыталась опереться на отца, но тот привел в дом мачеху. Тогда маленькая Мадонна, спасаясь от страшного Ничто, начинает боготворить монахинь, которые учат ее про рай и ад. В этом ей какое-то время видется спасение от страха и смерти. Они казались мне совершенством, - скажет она. Но страх не уходил.

 И вот тогда последовал взрыв, вызов, опрокидование всех моделей поведения, которые ей навязывало общество и попытка создания своих ценой отрицания традиционных установок жизни, насмешки над Адом и Богом-директором.  Церковь, которая учит всему этому вине, аду, мукам, греховности секса не может быть права, ее Бог не истинный - заявляет певица.

Итак, расшифрованное послание Мадонны для меня звучит примерно так:

Обрядовая церковь, которая предлагает мне страх, вину, адские муки, и Бога, который готов меня наказывать за секс, - не та Церковь, которая может мне помочь. Поэтому я создам свою внешнюю церковь, бунтуя против власти, навязанной мне. И она ее создала. Как в свое время это сделали, скажем большевики, опираясь, кстати, тоже на опыт внешнего аспекта Православной церкви те же поверхностные представления о святыне, страхе, наказании, аде, Царстве Божьем на земле коммунизме.

Иесть и еще один ключ к расшифровке, который предлагает такое дальнейшее прочтение: Но есть Церковь глубины - сообщество людей, объединенных верой в радость, бессмертие и любовь, в то Главное где мы все Одно, то, что живет в глубине человеческого сердца, принявшего весть о Спасении, прямо сейчас, здесь, в самой гуще нашей повседневной жизни. На концерте и в танц-поле, в метро и в университете, в школе и на первом свидании. И там нет место для скандалов, конкуренции, обрядовой бутафории, эксплуатации сакральных предметов и игры с секс-символикой. Там не нужно ничего внешнего, поверхностного. Там свет и жизнь. И свет этот светит изнутри, и никакая мгла его не погасит. И в эту церковь вхожи все мы. Поверхностно или реально это уже зависит от нас.

вернуться на страницу перечня статей

     
       
       
       
 

Ссылки:

Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха)  
    Поэзия.ru  
    АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ  
    Мальчик-с-пальчик  
    НОВЫЙ МЕТАФИЗИС  
    ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Поэзия Московского университета  
    ОТЕЛ Арт-Ваз  
    Конкурс религиозной поэзии  
    ПЬЕТА  
    Кто Сам есть Путь, за Христом  
    Сон в моей жизни  
    Интервью из второй жизни  
    Стоит пространство не названо..  
    В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова  
       
       
Сайт управляется системой uCoz