|
Андрей Тавров поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"
статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина |
||
|
|||
МЫ И МОЛИТВА |
|||
|
|||
Возможно, существует столько же определений молитвы, сколько есть на свете людей, пробовавших молиться. И каждый вносит в это определение что-то свое. Но, наверное, никто не будет отрицать, что молитва это, прежде всего, обращение человека к Богу в ожидании от Него ответа. Собственно, молитва так и устроена (и этим она напоминает письмо влюбленного или опечаленного человека), что провоцирует Бога на ответ, на диалог. Евангелие прямо призывает нас к молитве, к общению с Богом. Просите и дано будет вам, стучите, и отворят вам. Можно даже сказать, что Евангелие настаивает на молитве. В последний день пребывания на земле Христос говорит о ней удивительные слова: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что я к Отцу моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю. И, словно для сомневающихся в возможностях и силе молитвы, повторяет: Если чего попросите во имя Мое, я то сделаю. Эти слова, огромность их значения нельзя переоценить. Потому что в переводе на наш язык это означает, что всем нам, верующим в Христа дана огромная сила и власть. Что, прощаясь с учениками, Господь оставил им завещание использовать эту власть для того, чтобы творить такие же удивительные вещи, какие сотворил Он, пребывая на земле. И не только такие же, но и даже большие. Вот что поражает. Потому что мы помним что именно Он творил: насыщал голодных, исцелял смертельно больных, нес радость людям на свадьбе и превращал воду в вино, воскрешал мертвых, но но самое главное позволял в своем лице людям увидеть невидимого Бога. Это лишь часть того, что сотворил человек Иисус, пребывая на земле и к чему призвал нас. И не просто призвал, но и указал средства, как это сделать. Указал точку опоры, указал место нахождения силы для того, чтобы все эти чудесные вещи не остались невостребованными, а были нами приняты и были нами внесены в мир, снова и снова. И эта точка опоры молитва. Почему же наши молитвы не сбываются? Я повторю. Почему наши молитвы не сбываются? Почему мы молимся о выздоровлении близкого человека, а он умирает. Или мы просим о том, чтобы люди перестали убивать друг друга, а они все равно убивают. Или, например, мы просим о том, чтобы неверующие пришли к Богу, а видим прямо противоположный результат новое поколение куда больше интересуют наркотики и телешоу, чем Бог. И, наконец, самые простые и насущные как хлеб, молитвы. Голодает семья бедняков и просит отец денег у Бога, чтобы купить своему первокласснику-сыну все необходимые для занятий предметы, а это сегодня недешево стоит. Просит. А деньги не приходят. И семья продолжает нуждаться. Или мать идет в церковь, прося о том, чтобы ее мальчик, ее сын перестал употреблять наркотики. Или пенсионерка просит о том, чтобы ноги не отнимались, чтобы можно было самой дойти до магазина и купить там еду, а не просить об этом посторонних людей. Но ничего не происходит. Сын продолжает колоться, а ноги не выздоравливают. Что же происходит? Значит есть случаи, когда молитва не работает? Больше того. Значит, в большинстве случаев, молитва не работает? И христианин думает: возможно она и работает где-то, как-то Возможно молитва эта облегчит мне жизнь каким-то другим способом или повлияет в лучшую сторону на участь моей души после смерти Но напрямую напрямую она не сработала в очередной раз. Что ж, значит так надо, значит чего-то я не понимаю. И продолжают люди молиться и вымаливать, а ответа все нет да нет Что ж, значит, я недостоин, значит я не так молюсь Сколько раз мы сами говорили такое или слышали от окружающих. Но утверждать подобные вещи не значит ли сводить слова Иисуса, сказанные ученикам на Вечери к нулю, к нонсенсу, к разряду красивых но нереальных обещаний. Не значит ли делать эти слова Спасителя красивым, но бесполезным украшением жизни? Ведь Он сказал : больше меня сотворите, а мы неспособны купить набор ручек и тетрадок в школу или заплатить очередной школьный добровольный родительский взнос. Представьте себе Христа, который не смог бы одарить нуждающегося ребенка учебником. Давайте еще раз : Возможно ли такое, что Христос был бы не в силах помочь ребенку? Что-то тут не так. Что-то мы, действительно не поняли о молитве. Поэтому давайте попробуем зайти с другой стороны. Вот что говорит в другом месте Иисус о силе слова и силе мысли. За каждое слово ваше дадите ответ. Он говорит, что мы отвечаем за каждое наше слово доброе и худое, благодарное и лукавое, изобильное и нищенское, исполненное веры или сомнений. И настаивает за каждое. Что это значит? Ведь молитвы составлены из слов? Давайте подумаем, из каких слов мы их составляем, если цена каждого слова настолько ответственна. О чем идет речь? Что значит отвечать за слово? Значит ли это, что я сказал грубое слово человеку и это плохо? Да. Но это далеко не все. И не в этом главное. Главное же состоит в том, о чем говорили все великие поэты, чудаки перед людьми и свои перед Богом, и до и после Христа в силе слова. У иудеев существует поэтическое представление о том, что когда человек говорит слово любви он рождает для земли светлого ангела, а когда слово злое то на земле появляется черный ангел. Суть этой мифологии заключается в том, что наши добрые слова и мысли несут людям и городам умиротворение, покой, чистоту. И когда люди ощущают этот покой в тишине и радости, они вспоминают пословицу : Тихий ангел пролетел. Короче говоря, слово способно изменить духовную атмосферу земли (отчасти ноосферу по Вернадскому), которая не ощущается физическим зрением, но хорошо чувствуется душой. Всегда есть места, где легко дышится, и чаще всего там живут или жили добрые люди, и места, где душа задыхается это наши мегаполисы-монстры, наполненные суетой, злобой, погоней за деньгами и успехом. Вот почему Господь придавал такую важность каждому слову. Слова не семечки. Возникнув, они не пропадают, а продолжают совершать свое бесконечную роль в деле формирования духовной вселенной. Многие, забытые нами слова, возвращаются к нам иногда через многие-многие годы. Подойдет человек и скажет: Помнишь, тогда мы с тобой поговорили, а я задумался, и поступил в Университет изучать историю Церкви Слово может вернуться таким образом, если оно было благим. И совсем другим, если оно было злым. Дело в том, что каждое наше слово, и каждая наша мысль действуют как молитва. И это важнейшее открытие. Каждое слово и каждая мысль, которую мы мыслим и произносим вслух, действуют как молитва, и каждая такая молитва услышана и принята к исполнению. Вот в чем все дело. Вот ключ хотя бы предварительный - к той ситуации, когда молитвы не работают. Вернемся к истории со школьником. Если я всего десять раз попросил Бога о деньгах для сына идущего в школу, а каждый день, в течение многих лет, раз за разом утверждал, что я беден, что мир ужасен и несправедлив, что к порядочным людям деньги никогда не придут, то разве я не демонстрировал Богу свои убеждения и свой выбор??? Разве эти стойкие утверждения, тысячекратно повторяемые, не превратились для меня в огромной важности программу - молитву! - которую Бог, уважая мой выбор, менять насильно не будет. Если я уверен, что мир несправедлив, что я обречен на нищету, как порядочный, если я вбиваю в свою жизнь эти утверждения тысячекратно, как гвозди, то почему я думаю, что несколько слабых и неуверенных молитв об изобилии изменят ситуацию. Вот что значит власть слова и ответственность перед ним. Потому что что посеешь, то и пожнешь. Наши убеждения и наши слова возвращаются к нам уже не как слова и мысли, а как материальные обстоятельства нашей собственной жизни. И мы, и только мы несем за это ответственность. Что посеешь, то и пожнешь. И все же, даже если всю жизнь я мыслил нищенски и неизобильно, я могу переломить ситуацию прямо сейчас. Просто для этого надо взять ответственность на себя и начать мыслить изобильно, как изобильна любовь, и действовать изобильно, как изобилен Дух, который дается не мерою, сполна. Это трудно. Это значит не понарошку, а всерьез опереться на Бога. Не просто прочитать текст псалма Господь пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться, а сделать это утверждение образом своей жизни. А для этого надо снять с него кавычки, сказать себе, что это не правда вообще, а что это моя правда, моя вера, моя жизнь. И в соответствии с этой правдой я с сегодняшнего дня попытаюсь изменить свое поведение, свои мысли и свои слова. Помня об одном. О том, что каждая мысль и каждое слово молитва. Что негативные мысли и слова имеют тенденцию, накапливаясь в нашей душе, превращаться через некоторое время сначала в в негативные поступки, а потом и в нежелательные обстоятельства нашей жизни. Потому что каждая молитва имеет ответ. А слова и мысли, полные любви и изобилия, действия и поступки щедрости и милосердия, к которым эти слова приводят, возвращаются в нашу жизнь совсем другими обстоятельствами, возможностями и людьми. Негативные негативными, а щедрые щедрыми. И в этом наше творческое величие. Мы сами можем формировать свою жизнь. Больше того только так она и происходит. Демонстрируя нам наш же собственный выбор. Демонстрирую нам наши глубинные, а не показные убеждения. Помните героев фильма Сталкер - великого фильма А. Тарковского. Они, дойдя до комнаты, где исполняются все желания (исполняются молитвы) так ни о чем и не просят. Почему? Да потому что они по дороге к комнате уже поняли, что исполнятся не их внешние желания, а глубокие и внутренние убеждения. Которые говорят, например, что мир это ад, а я в нем ничтожество. А раз так, то эти убеждения сбудутся. Вот как это работает. Не бывает молитв неисполненных. Но есть молитвы, в которые мы верим всей своей глубиной, всей своей жизнью и они исполняются иногда даже прежде, чем произносятся, а есть те, в которые мы не верим, хотя и произносим их, как зачастую не верим в то, что достойны счастья. Что, на самом деле, мы недостаточно хороши, чтобы все эти чудесные евангельские обетования сбылись в нашей жизни. Что ж, это наш выбор, и Бог его уважает. Но есть и другой выбор. Это когда мы верим, что все то прекрасное в Благой Вести, где говорится о моем достоинстве, силе и творчестве правда. И сделать этот выбор еще не поздно. Но даже всесильный Бог не сделает этого выбора за меня. И в этом смысле лишь я один сегодня отвечаю за свою жизнь
|
|||
Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха) | |||
Поэзия.ru | |||
АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ | |||
Мальчик-с-пальчик | |||
НОВЫЙ МЕТАФИЗИС | |||
ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ | |||
Поэзия Московского университета | |||
ОТЕЛ Арт-Ваз | |||
Конкурс религиозной поэзии | |||
ПЬЕТА | |||
Кто Сам есть Путь, за Христом | |||
Сон в моей жизни | |||
Интервью из второй жизни | |||
Стоит пространство не названо.. | |||
В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова | |||