|
Андрей Тавров поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"
статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина |
||
|
|||
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЛАЧА |
|||
|
|||
С заповедями блаженства мне пришлось совершить целое путешествие. Это было путешествие по моей жизни и по их, заповедей, смыслу. Поэтому о заповедях мне будет удобней говорить от первого лица. Пожалуй, никакой другой фрагмент Евангелия не звучал так радостно и ликующе сначала. Но очень быстро эта радость и ликование сменились недоумением и вопросом: а как же все это понимать? И вообще, почему кто-то называет эти слова Христа, с которых начинается его знаменитая Нагорная проповедь, заповедями, а кто-то уточняет, что это не заповеди в строгом смысле слова, а обетования, т.е. обещания? Но тогда что конкретно они обещают? Какие условия ставят и ставят ли? И самый главный вопрос: как эти слова, эти заповеди, эти обетования приложить к жизни, сделать их не только предметом для размышлений, но и ввести в практику, потому что христианство и все, что с ним связано: радость, честность, полнота, сила это не образ мысли, а образ жизни. И все-таки, для этого нужно было сначала уяснить хотя бы приблизительно, о чем же здесь идет речь. А вот это-то уяснить было, слава Богу, очень трудно, почти невозможно. Чуть позже я постараюсь объяснить, почему сейчас я испытываю радость в связи с этим, а пока расскажу о том, как я путешествовал по смыслам заповедей блаженств.
Впервые их текст я встретил в детстве, читая замечательного Тома Сойера, где герой изнывая от скуки и отчаяния, пытался выучить урок Закона Божьего с этими самыми заповедями. Я сам тогда учился в школе, и настроение Тома было мне близко и понятно. Точно так же мы тогда усваивали историю партийных съездов. С тех самых пор заповеди стали для меня на долгое время синонимом всего непонятного и скучного в религии. Собственно говоря, во многом сейчас у меня то же самое настроение. Духовный опыт нельзя позаимствовать, выучить, взять у другого это превратится либо в интеллектуальные упражнения, если происходит по доброй воле, либо в смертельную скуку, если случается по воле семьи или социума. Но однажды ты рискуешь отправиться в самостоятельное плавание, и тогда твоя жизнь меняется, а то, что казалось скучным и непонятным, начинает сиять. Впрочем, не становясь более понятным, чем прежде, для логического ума. Но духовный опыт это вовсе не логический ум. И вот почему я выражаю радость по поводу непонятности заповедей блаженств. Ведь есть у человека такое свойство: то, что понял интеллект мое, теперь это можно положить на полочку и забыть. В Евангелии это не проходит. Здесь понимание входит сразу в три сосуда дух, душу и тело, и переливается из одного в другое постоянно. Собственно это и называется целостной, а не разорванной жизнью. Целостной ис-целяющей, здоровой.
В практике японского дзен-буддизма есть такое упражнение. Учитель предлагает ученику подумать и показать ему, например, хлопок в ладоши одной ладонью. Такие упражнения называются коанами. Ученик уединяется и начинает размышлять на тему этого самого загадочного хлопка. Время от времени ему кажется, что он нашел ответ, но каждый раз учитель отвергает его решение как неправильное. Ученик концентрируется на задаче еше больше и размышляет о ней день и ночь. Все его существо рвется к ответу и ищет его. (Я описываю идеальный вариант). И тем не менее, у ученика ничего не получается. - Да есть ли ответ? - думает он. Однако Мастер утверждает, что ответ есть. И тогда ученик снова включает весь свой интеллект, всю свою логику, весь свой ум, и когда это опять ни к чему не приводит, интуитивным броском, во внезапной вспышке озарения постигает правильный ответ, и в ту же секунду видит, что на уровне бытового, логического, линейного мышления этот коан неразрешим. И он впервые понимает, что духовная вселенная не может быть выражена в логических терминах и не может быть правильно передана в человеческих словах, потому что они слишком ограничены.
Именно поэтому Христос пользуется притчами, а не логикой, иносказаниями, а не лобовыми поучениями, именно поэтому многие Его слова звучат загадочно и противоречиво. Эта противоречивость, возникшая как результат передачи абсолютной истины при помощи ограниченных слов, в русской иконе, например, выражается при помощи техники обратной перспективы. Это когда отдаленный предмет виден более ясно, чем приближенный и понимаешь, что художник изображает мир не оставаясь на одном месте, как фотоаппарат на штативе, а словно путешествуя в пространстве. Обратная перспектива это тоже духовная техника противоречия, коана. Это духовная реальность, а не Эвклидово пространство. Смыслы здесь меняются местами.
Я хочу подвести простой итог всем эти рассуждениям. Сознание Духа это не наше обычное мышление. Не его обычное состояние. Этим сознанием Духа каждый из нас обладает, но не каждый в состоянии воспользоваться. В Библии эта мысль выражена другими словами: Мои мысли не ваши мысли, - говорит Господь. И добавляет, что Его мысли далеки от наших, как небо от земли. Речь здесь идет о наших рациональных, по большей части эгоистических, ограниченных, служебных мыслях на фоне Его бесконечной внесловесной мудрости, к которой слова могут лишь указать дорогу.
И вот бытовое сознание (мое в данном случае) год за годом кружит вокруг заповедей блаженств, примагниченное тем, что ему так и не удалось интеллектуально их освоить, заиметь и присоединить к своему умственному багажу. Т.е. сделать мертвыми. И тут я снова повторю слава Богу. И поэтому оно (сознание) продолжает к заповедям возвращаться и применять их к конкретным ситуациям. Оно начинает делать их частью жизни, проживать. Собственно говоря, таким образом слово и становится плотью, а заповеди постигаются. Уже не умом духом.
Обычное сознание говорит: Блаженны плачущие и останавливается на слове блаженны. Это слово ему нравится, нетрудно понять, почему. Если ты плачешь, а при этом блажен, то это хорошо. Правда, непонятно, почему для этого нужно плакать. Ну, наверное, тут есть какое-то таинственное условие, - продолжает размышлять бытовое сознание, - если ты будешь плакать, то ты каким-то образом обретешь радость. А тут уже недалеко до знаменитой реплики красноармейца Сухова в Белом солнце пустыни, когда на вопрос бандита, как он желает умереть сразу или сначала хочет помучаться, он отвечает: лучше, конечно, помучаться. Значит, блаженство без плача как-то не проходит, и скорее всего, и не бывает, - продолжает свое дело бытовое сознание. Дальше: плачущие блаженны, ибо они утешатся что это значит? Блаженны они сейчас, но утешатся-то они позже, когда-то потом. Так как же они могут быть блаженны сейчас, если утешение придет потом, а сейчас никакого утешения и вовсе нет, а один только плач. Почему же тогда он, плачущий, назван блаженным, если плач его в данный момент безутешен. От сознания, что когда-то в далеком будущем его нынешняя боль каким-то непонятным образом вознаградиться? Но эта мысль вряд ли способна вызвать блаженство. Это всего лишь мысль. И потом это слишком напоминает коммунистическую идеологию вот мы гибнем и страдаем, недоедаем и друг друга расстреливаем, но впереди наших детей, а может, и некоторых из нас ждет светлое будущее. И вот, глядя на все эти блаженства, понятые средним ограниченным сознанием и в его рамках истолкованные, Фридрих Ницше справедливо спрашивает: Если вы христиане, и если у вас есть все эти замечательные вещи воплощение, воскресение, жизнь вечная, - отчего же вы так унылы, почему вы так любите плач? Нет, что-то здесь не стыкуется. И я спрашиваю себя что? Является ли первая часть этой заповеди условием для второй, или вторая часть условием для первой. И понимаю, что здесь связь не причинно-следственная, другая. Что здесь есть ключ, но находится он во вне-логической сфере. Где? В личности Иисуса Христа. Вынесенной за пределы земной логики. Отказывающейся говорить о небесном человеческими словами, потому что ученики все равно не понимают, даже когда он говорит им о земном. Хорошо, но как же этим ключом воспользоваться? Построим еще одну логическую цепочку с захватом вне-логической сферы. Блажен ли Бог? Да. Сын Божий является ли Богом? Да. Блажен ли Христос как Сын Божий, как Бог? Да! Я, приняв Христа, в свое сердце, обретаю ли блаженство? Да! Почему же я тогда его не чувствую? Во-первых, иногда чувствую, а во-вторых, меня закрывают от этого блаженства, этой радости не что иное, как уроки моего ограниченного сознания, стереотипы мышления, взятые мной когда-то у кого-то, у кого угодно, но не из Евангелия. Ибо мои мысли и есть моя реальность то, что я утверждаю о себе и других в этом мире. И если я утверждаю, что я несчастен, и что в этом мире, который во зле лежит, счастье невозможно, то Бог не будет опрокидывать мои убеждения, он дал мне возможность выбирать свою реальность и проживать ее. Но Он не перестает предлагать Свою собственную.
Итак блаженство уже живет во мне, если я живу во Христе. Это его дар, это природа Его жизни, это Его заповедь. И поэтому даже в самом сильном горе, плаче и отчаянии, если я с Ним, то это не просто бессмысленный тупиковый плач и отчаяние это плач, просветленный светом жизни вечной и светом бесконечной любви. И поэтому я утешусь не когда-то, а утешаюсь прямо сейчас тем, что я нахожусь в Христовой полноте, Его избыточной жизни, которая наполняет меня тихой и ликующей радостью, не отменяя плач, но преображая его. Преображая непростые обстоятельства наших жизней, наши болезни, тяжести, неудачи, поражения в смысл, радость и свет. Заповеди блаженства перестают быть нонсенсом, коаном лишь при одном условии Христос рядом. Его жизнь одна на вас двоих, одна на нас всех. Вот тут-то заповедь из сплошного противоречия начинает восходить на высоту духовного света, покидая область линейного мышления. Я уже имею блаженство внутри, ибо оно вне времени. Но для того чтобы испытать его, пережить его мне недостаточно только этих заповедей. Мне нужно пробовать все Евангелие провести в жизнь, весь его дух, а не отдельные фрагменты и рекомендации.
Но тогда зачем нам эти заповеди, если блаженство уже живет в нас? Дело в том, что эту радость, это блаженство можно встретить только в Реальности. Не в той, доступной нашему рациональному, бытовому мышлению реальности, а в той, которая есть Любовь. Вне Реальности будет не блаженство, а кайф, развлечение, удовольствие. Понятно, что речь идет не о них. Так вот, слова, в которых выражены заповеди Блаженства, их условия - это никакие не условия, это опознавательные знаки нахождения в Реальности. По ним я могу откорректировать свой духовный уровень. Если я плачу, но не отчаиваюсь, не падаю духом, но продолжаю радоваться, если меня преследуют за мою веру, а я остаюсь в мире и любви, если я предпочитаю быть миротворцем, а не передавать сплетни, то я на верном пути. Условие же у обетований блаженства, у заповедей одно присутствие Христа в моей жизни. При этом условии невероятные и противоречивые вещи становятся возможны, и я начинаю видеть то, к чему раньше был слеп, потому что на этом пути функция порождает орган открывается духовное зрение. И не только видеть, но и проживать увиденное.
Я немного рассказал о своем пути и об одной только заповеди. Духовный путь каждого не похож на другой и неповторим. И мне кажется, что именно он называется участием в Жизни, с большой буквы. |
|||
Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха) | |||
Поэзия.ru | |||
АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ | |||
Мальчик-с-пальчик | |||
НОВЫЙ МЕТАФИЗИС | |||
ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ | |||
Поэзия Московского университета | |||
ОТЕЛ Арт-Ваз | |||
Конкурс религиозной поэзии | |||
ПЬЕТА | |||
Кто Сам есть Путь, за Христом | |||
Сон в моей жизни | |||
Интервью из второй жизни | |||
Стоит пространство не названо.. | |||
В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова | |||