Андрей Тавров

поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"

 

 

 

.

 

 

стихи

статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина

     

 

о нём, а также библиография

 

ПРИРОДА-ХРАМ ИЛИ ЗЕМЛЯ, КОТОРАЯ КРИЧИТ

 

ссылки

 

 

 
 

У одного английского писателя-фантаста[1] есть повесть о том, как некий профессор сверлил Землю. Он исходил из предположения, что Земля Ц это не просто сгусток планетарного вещества, несущийся в пространстве, а живое существо. Что ее жизнь и отличается и похожа на жизнь человека. И профессор решает войти в контакт с этой жизнью, лдостучаться╗ до нее. Для этого, решает он, необходимо просверлить толстую кожу Земли, и тогда она почувствует лукол╗ и закричит. Странному профессору никто не верил, пока однажды на какой-то там день работы бурильной вышки Земля не закричала. Ее крик был страшен. Земля ушла из-под ног людей, и они на какое-то время лишились слуха. Земля, действительно, оказалась живой. Ей, действительно, было больно.

Наш профессор открыл то, что люди знали давным-давно, но к 19 веку успешно забыли. Потому что к 19 веку представление о природе больше напоминает представление о фабрике, о мастерской, и здесь я позволю себе процитировать слова замечательного нашего философа Григория Померанца: лКогда природа была храмом, каждое дерево имело некоторое лицо, некую живую душу, и встреча с деревом могла быть счастьем и откровением. В природе, ставшей мастерской, это труднее почувствовать, и странно, непривычно звучат слова князя Мышкина: лРазве можно видеть дерево и не быть счастливым?╗

 Земля Ц действительно одухотворена. Не случайно на Руси ее называют матерью. Более того Ц одухотворен весь космос, каждая планета, каждая звезда. Но если в романе 19 века Земля крикнула один раз, то в реальности 20 и 21 веков она кричит и стонет, не переставая. Землетрясения, цунами, вымирающие виды животных, моря нефти, вылитые в океан, радиактивные отходы, затопленные на его дне, продырявленная атмосфера, грядущее потепление планетыЕ- Земля перестает быть для человека удобным местом обитания, и в ближайшие 20-30 лет жить на ней станет крайне неуютно, если только чего-то не произойдет, чего-то такого, что у всех вертится на языке, но с я зыка не срывается, потому что пока что мы еще живем, пока что мы еще дышим и как-то сводим концы с концами, ну, и ладно. А после нас хоть потоп. И он придет, если мы не постараемся вспомнить, что же такое Творение,  Космос, Земля, что это означает на языке Божественном, а не на вымирающем и ограниченном человеческом.

Космос создавался в радостной игре и избытке, и он создавался Художником, а точнее говоря, цитируя Библию (Премудрость, 8 Ц 30) Художницей. Так названа творческая сила, Премудрость, через которую осуществлялось Творение. Но если полотно Рембрандта или Ван-Гога продолжает жить, несмотря на то, что создатель забыл про него, то отношения Творения и Творца в забвении невозможны. Перечитаем замечательный 103 Псалом, эту великолепную поэму, посвященную творению, горам, звездам, птицам, антилопам, зайцам, и вот что мы там найдем: лСокроешь лицо свое Ц мятутся; отнимешь дух их -= умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух твой Ц созидаются, и Ты обновляешь лицо земли╗. Творение пронизано жаром вечно и ежесекундно поддерживающей его Божественной творческой силы, и если поток ее прервется, то Творение перестанет существовать. Или, выражаясь немного другим языком, можно сказать, что в каждой частице Космоса закодирована информация о Боге, весть о Творце.

На каком же звене творения может прерваться этот дух, этот творящий Поток, и есть ли вообще такое звено? Да, такое звено есть, и имя ему Ц Человек.

Именно на человека возложена Богом ответственность быть проводником Божественного импульса в творение, ответственность быть лМессией Природы╗ по выражению одного из богословов. Человек, снимающий с себя эту ответственность, человек, забывший о своем предназначении возделывать природу и нести ей откровение, по словам апостола Павла, подписывает сам себе смертный приговор, потому что Ц не будем забывать об этом Ц сам он Ц часть природы, и в этом смысле земля ему, действительно мать.

 

Но если Бог пронизывает своей силой всю природу, то именно она превращается в вернейшее место не только свидетельствования о Боге, но и о пребывании Бога среди своих творений. Как храм организован человеком для того, чтобы все в нем говорило о Боге, так и природа организована Богом так, чтобы все в ней говорило об ее Творце. И человеку вдумчивому и верующему, человеку созерцательному это начинает становиться ясным. И тогда видно, почему святой Франциск называет Солнце братом, а воду сестрой. Почему подсолнух все время поворачивает голову вослед Солнцу, почему Солнце столь прекрасно и почему оно дарит жизнь и тепло, ничего не требуя взамен. Становится понятным, почему на дне океана или даже озера живет тайна и почему вода - это жизнь. Если хотите, все творение Ц это система подсказок о Главном. Система отсылок к Главному Ц к Божественному присутствию и собственной божественной глубине, которую подразумевает лобраз и подобие╗. И вся Библия говорит на языке этих отсылок и подсказок, включая призыв Христа быть похожими на Солнце и относиться к завтрашнему дню так, как это делают, птицы. А с другой стороны без этого своего лхрамового╗ контекста непонятной становится природа. А человек, по отношению к ней, незрячим.

В детстве я всегда узнавал одежду своей матери и запах своей матери. Став взрослым, я все яснее вижу, что природа Ц это не только лодежда╗ и лзапах╗ Творца, но и место Его присутствия. Вот почему в Библии источники поют о Господе, а горы возносят ему хвалу. Само их бытие столь красноречиво свидетельствует о красоте и премудрости Создателя,  что уподобляется библейским писателем гимну в Его честь, да собственно говоря, оно таковым и является.  Но подобное познается подобным. Для того, чтобы узнать мать по запаху или шуму одежды надо было, по крайней мере, ее любить. Сознавать свое ошеломительное единство с ней. То же я могу сказать о Творце и о способности человека увидеть его в природе. Надо сказать, что это же предложил Господь Иову, которому стал отвечать из бури. лКто ты такой, что делаешь со мной это?╗ - взывает к Богу Иов, и Бог отвечает ему. Он отвечает ему сначала на языке Творения, предлагая рассмотреть потрясающую красоту и силу двух своих созданий Ц Левиафана и Бегемота, и сквозь мощь и великолепие этих созданий увидеть Его самого. И оттолкнувшись от творения, Иов, наконец, лвидит╗ Самого Бога. И тогда все его вопросы умолкают, потому что он встречает Любовь, дающую всему жизнь и смысл и снимающую все вопросы, потому что она превышает тот мир, в котором возможны вопросы и ответы, причины и следствия, разделенность и фрагментарность.

лВсе, что не есть Бог - ничто и в ничто должно быть вменяемо╗, - сказал один святой.[2] И если лвынуть╗ Бога из Творения, то остаток мертвой пыли, действительно должен быть вменяем в ничто. Так что же, лневынимаемое╗, Божье, светится и просвечивает в природе и в человеке? Ц Любовь, Красота,  Жизнь, Гармония. Это и есть присутствие Бога. И Природа этому не противится. Но этому может воспротивиться человек, одаренный свободной волей. И вот тогда-то природа перестает быть храмом и местом Божьего присутствия. Тогда-то она и превращается в мастерскую и к ней начинают относиться так, как сейчас у нас, в России Ц как к месту, где скоплены вещества, которые можно безнаказанно распродавать, добывать, превращать в отходы. Тогда-то лмессия природы╗ превращается в наемника, лкоторому овцы не свои╗. Тогда-то происходит дальнейшее отчуждение от себя и Бога, тогда то нарушается основное, что обеспечивает радость и смысл бытия Ц Единство. С Богом и его Творением.

Вернемся немного назад. Современная наука говорит, что Вселенная антропна, человеко- подобна, соотнесена с человеком. Каким образом. Дело в том, что вся красота и мудрость Вселенной, все это сияние звезд, восходы и закаты, синева моря и беспредельная широта небес могут быть восприняты в таком качестве только человеком. Его глаз, инструмент выполненный таким образом, что на определенные вибрации атомов и фотонов он реагирует таким способом, что создает в человеке эти удивительные картины. Глаз настроен на волну света. Если бы он воспринимал свет как частицу (а свет проявляет себя и как волна и как частица), то вселенная бы погасла, ее просто некому было бы созерцать. И это лишь один из примеров, который говорит о том, что Творение было осуществлено, лпод человека╗. Больше того, Вселенная Ц это часть Человека, по выражению Бердяева. Это продолжение человека, продолжение Тела Христова (Об этом много писал французский антрополог и богослов Тейар де Шарден). С другой стороны вот о чем молит Иисус: Да будут все едины, как Ты Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас Едины. И мы едины с Отцом во Христе. И мы едины целиком, вместе с природой. Мы все вместе создаем Одно, духовное Единство.

Человечество пыталось долго жить, опираясь на свои силы, на свою интеллектуальную трактовку того, что сказал Христос, и на сегодняшний день оно в кризисе и проигрыше, на краю гибели. То, что оно сделало до сих пор, в итоге привело его в тупик. И сейчас на уровне всей Земли происходит то, что происходило с Израилем, когда он отошел от жизни с Богом и обратился от Божественной к своей человеческой мудрости Ц он оказался в изгнании. И для того, чтобы эта история не повторилась со всем человечеством, необходима новая духовность, та, которая заработает. Вечно новая духовность, идущая от Бога, а не от человеческого эгоизма. Восприятие космоса, Земли, как храма, вместилища Божественной жизни и красоты. Это мы можем осуществить, это нам по силам, время еще осталось, хотя его немного.

   

[1] Конан Дойл

[2] Фома Кемпийский

 

вернуться на страницу перечня статей

     
       
 

Ссылки:

Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха)  
    Поэзия.ru  
    АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ  
    Мальчик-с-пальчик  
    УНОВЫЙ МЕТАФИЗИСФ  
    ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Поэзия Московского университета  
    ОТЕЛ Арт-Ваз  
    Конкурс религиозной поэзии  
    ПЬЕТА  
    Кто Сам есть Путь, Ч за Христом  
    Сон в моей жизни  
    Интервью из второй жизни  
    Стоит пространство не названо..  
    В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова  
       
       
Сайт управляется системой uCoz