|
Андрей Тавров поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"
статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина |
||
|
|||
РЕСТАВРАЦИЯ БАБОЧКИ |
|||
|
|||
Если ты был в Эрмитаже, то, наверное, знаешь картину Рембрандта Возвращение блудного сына. Если не был, то наверняка видел ее в репродукциях. А если не видел в репродукциях, то, может быть, смотрел Солярис Тарковского. То место, когда Крис возвратился из Космоса на Землю и падает перед отцом на колени, а тот обнимает его за плечи. Это и есть композиция Возвращения Рембрандта - примерно, то же самое изображено на картине. Искусствоведы говорят, что она потемнела, что раньше краски на ней были ярче, светлее. Что сегодня на ней не все можно различить. И мне кажется, что и само содержание евангельской истории о возвращении блудного сына, вдохновившее великого голландского художника, тоже потемнело от долгого обитания среди людей, которые часто ее повторяют (особенно в церкви), но не смотрят на нее глазами любви. А ведь именно такой взгляд делает темную картину светлой, напряженные отношения спокойными и мрачные обстоятельства разрешимыми. Так что же там случилось с Отцом и сыном, который назван блудным, т.е. блуждающим, заблудившимся? Если взглянуть на этот рассказ внимательно, дружественно, заново. А случилась вот что. В декорациях Иудеи двухтысячелетней давности разыгралась история, которую можно назвать архетипической или, как сказал бы психолог, базовой. Пока сын был маленьким мальчиком, он был счастлив от близости отца, от всего, что ему несла эта близость любовь, защищенность, опору, крышу над головой, образ доброй силы, образ Космоса, который дружествен к тебе, хранит и любит тебя каждой травинкой, каждым ручейком и каждой звездой. Конечно, за порогом дома бывают и бури и грозы, но отец всегда придет на помощь, и одно это знание делает тебя неуязвимым. Но вот мальчик подрос. И он сказал отцу дай мне то, что мне следует по завещанию. Я хочу уйти. Он услышал об иных ценностях о деньгах, женщинах, которых можно купить, дальних странах, куда можно пойти или поплыть, обо всем, что так манит всех нас с 14 примерно лет.. Но самое главное, он услышал, что он не такой, как отец, что он отдельно. И что эта отдельность дает ему право распоряжаться своей жизнью так, как он сам, а не отец, пожелает. И в том, что он услышал, очень много нужного и просто необходимого для дальнейшего роста. Во- первых представление о свободе выбора. Во- вторых, о собственных твоих силах. В третьих, о всем небывалом, что тебя ждет, когда ты пойдешь туда, где еще не был. Но есть одна вещь, одно условие, при котором все это нужное, все это необходимое для роста обречено. Это утрата единства. Единства с отцом. С тем, через кого пришла к тебе Жизнь. Кто охранял тебя и направлял. И вот, трещина начинает расширяться. Космос, который был надежен и любящ, становится опасным и враждебным. Люди, которые знали тебя как единого в любви с отцом, увидев тебя отрекшимся от него, отрекаются от тебя. Ведь блудный сын, на самом-то деле сказал отныне я отделен от Любви, твоей, отец. Беда не в том, что он пошел за новым миром и за новыми событиями, а в том, что при этом он утратил внутреннее единство с Любовью, с отцом. Дело в том, что отвергнув любовь космоса и отца, он утратил себя самого. Став другим, он и стал другим по отношению к любви, к единству мира. Сначала другим, а потом чужим. Привело это к краху. Деньги, которые ему дал отец, кончились, а вместе с ними кончились веселье, друзья, женщины. И пришлось работать, пришлось пасти свиней и голодать. Пришлось есть ту пищу, которую ели свиньи И вот тут-то происходит замечательная вещь. В притче сказано, что однажды наступил день, и - неизвестно что именно там случилось накануне и что привело блудного сына к пробуждению но только однажды он пришел в себя. Что же это значит? Прежде всего, что однажды он ушел от себя. Однажды он потерял себя. Не только Отца. Одно вытекло из другого. Что дальше жизнь, которую он вел, была не его жизнью. Как это понимать? спросишь ты. Как можно жить чужой жизнью? А очень просто копируя модели поведения, принятые сегодня в социуме. Кто-то копирует кайф приятеля-наркомана, кто-то карьеру удачливого бизнесмена, кто-то ломится певцы на телевидение, потому что другие так делают. Одним словом, пока ты делаешь так, как делают другие, ты перестаешь быть самим собой, уходишь от себя, теряешь себя. И сначала это интересно. Но потом наркоман оказывается в психушке, телевидение про тебя забывает, и ушедший сын вынужден есть из корыта со свиньями. Значит ли это, что никому не надо подражать? Нет, конечно. Но условие остаться при этом самим собой - все то же. Не терять контакта со своей внутренней глубиной, со своим духовным домом, со своей уникальной душой, пребывающей с этим домом Любви - в единстве. Тогда это будет твоя собственная жизнь, твоя духовная родина, связь с Началом всего. Наши земные отцы далеко не всегда совершенны. Я, например, вырос с отчимом, который меня недолюбливал. И это внесло во всю мою жизнь огромные трудности. (Отца, кстати, я все же нашел, и счастлив от этого). Да, они не всегда совершенны, наши отцы, но они всегда осуществляют картину связи, или образ (икону) связи с Началом. С нашей общей глубиной, духовным отечеством, с тем, что никогда не предаст, всегда поддержит, всегда ждет, когда ты вернешься, чтобы принять утраченную силу. Так иногда плохая фотография все же содержит черты оригинала. Но существует и много достойных, любящих отцов на свете, и это, как говорится, факт. И если Фрейд в Эдиповом комплексе и описал подсознательное враждебное отношение к отцу, то описание это относится как раз к тому этапу, когда сын решает уйти из дома. Но есть еще два этапа. Возвращение к себе. И возвращение к Началу. Об этом писали во все века лучшие писатели мира Гомер, Джойс, Шекспир И знаешь, что сказал Отец блудному сыну, когда тот со словами покаяния и надежды, заученными наизусть во время дальней обратной дороги, вернулся? Ничего. Кинулся ему на грудь - как говорит притча обнял, и молчал. Потому что самое главное приходит в тишине. Просто однажды в тишине мы приходим в себя, наставляемые внутренней своей мудростью, и возвращаемся к себе самим, возвращая единство с природой, горами, деревьями с каждой травинкой, каждой бабочкой и начинаем действовать . И тогда мы возвращаемся на свою духовную Родину, и она обнимает нас, окутывает облаком любви, не произнося ни одного слова укора, вообще ничего. Просто любовь, а потом играет музыка в честь нашего возвращения, и, наверное, самые веселые и могучие ангелы держат в руках смычки, исполняя ее. И тогда мы рождаемся еще раз на свет. И у новой нашей жизни нет конца, потому что мы нашли свое единство со Всем, и стали частью его. А потому просто не осталось того места, где мы могли бы пропасть. |
|||
Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха) | |||
Поэзия.ru | |||
АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ | |||
Мальчик-с-пальчик | |||
НОВЫЙ МЕТАФИЗИС | |||
ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ | |||
Поэзия Московского университета | |||
ОТЕЛ Арт-Ваз | |||
Конкурс религиозной поэзии | |||
ПЬЕТА | |||
Кто Сам есть Путь, за Христом | |||
Сон в моей жизни | |||
Интервью из второй жизни | |||
Стоит пространство не названо.. | |||
В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова | |||