Андрей Тавров

поэт, писатель, редактор книжной серии "Русский Гулливер"

 

 

 

.

 

 

стихи

статьи о духовных принципах жизни с точки зрения христианина

     

 

о нём, а также библиография

 

УТОПИЯ И ГРАД НЕБЕСНЫЙ

 

ссылки

 

 

 
 

Есть названия мест и городов, которые звучат призывно и чарующе почти для любого человека: Китеж, Атлантида, Шамбала, Город Солнца, Утопия Но чаще всего нотка печальной неосуществимости, прекрасной невозможности сопутствует этим именам. Имя острова, изобретенного христианином и святым Томасом Мором Утопия даже стало нарицательным и используется при обозначении грандиозных, великолепных, но, к сожалению, неосуществимых проектов. ( Заметим в скобках, что Утопия это не то, что тонет, подобно Атлантиде, а то, чему на Земле нет места. Греческое слово состоит из отрицательной приставки у- и корня топос - место). Что же такого притягательного в этих именах? Да то, что они олицетворяют понятие о счастье, которое неосуществимо в условиях исторической земной реальности. Можно сказать, что это проекты счастливого местопребывания человечества в земных условиях. На эту тему писали: Платон, Компанелла, Фурье, Маркс, Чернышевский и множество писателей-эзотериков. Все эти проекты предлагали рецепты, пользуясь которыми можно построить идеальное общество общество коммунизма Маркса, города будущего социалиста Чернышевского, идеальный город Платона, прекрасный остров Фурье, и ни один из рецептов не сработал. Что ж, давайте, наконец, зададимся вопросом: ВОЗМОЖЕН ЛИ НА ЗЕМЛЕ СЧАСТЛИВЫЙ ГОРОД? Счастливое место, в котором живут счастливые люди? Или это всего лишь еще одна греза человечества, еще одна фантазия, которая хоть и способна на время согреть сердце, но осуществиться не в состоянии, потому что на земле такие проекты в принципе не проходят?

И зададим еще один очень серьезный вопрос не является ли христианство с его учением о Царстве Небесном и Новом Иерусалиме  одним из таких неосуществимых проектов, золотой сказкой, утопической фантазией? Ведь две тысячи лет срок немалый даже в виду успокоительного цитирования бесспорных слов о том, что христианство только начинается (А. Мень) или библейской метафоры, говорящей о том, что для Бога тысяча лет как взмах ресницы. Для Бога да, для меня нет. В таком ключе и контексте цитировать эти замечательные слова значит - опасно приближаться к философии марксистско-ленинского коммунизма, которая гласит, что светлое будущее будет обязательно построено, хотя бы и на жертвах и костях тех людей, которые его НИКОГДА НЕ УВИДЯТ. Каждый человек проживает неповторимую жизнь, и вопрос стоит так: возможно ли ему в этой жизни стать свидетелем счастливого места, такой среды обитания, где живут счастливые люди? И больше того возможно ли ему самому стать гражданином такого счастливого Города? Или христианству суждено прямо сейчас возглавлять список самых великих утопий мира, по-прежнему, по-коммунистически отсылая вопрошающего к счастливому будущему?

 

Что такое город вообще? Некое место, огражденное стеной для безопасности и дающее приют своим гражданам. Так все начиналось. Города росли и множились, и очень быстро выяснилось, что город изобретение двуликое. С одной стороны вся современная культура с ее высочайшими взлетами мысли и творчества возникла именно в городах, с другой - город явился тем местом, где взросли и процветают проституция, наркомания, воровство, коррупция, психические болезни, аборты. Не будем забывать, что первым убийцей стал не кочевник Авель, а оседлый Каин.

Я думаю, что не скажу ничего нового, утверждая, что человек может расти в две стороны внутреннюю и внешнюю, духовную и материальную. И история человечества, его внешний облик как раз зависит от того, какому именно росту на данном этапе отдается предпочтение. С этой точки зрения мы можем определить город как внешнее разрастание человека. Не зря большинство древних городов уподоблялись мужчине или женщине. Это и сейчас звучит в таких сакрально-шуточеых именах, как Одесса-мама, Ростов папа, Киев мать городов русских. Человек разрастается городами, определяя их как человеческие организмы. Но, по-существу, города служат внешним усовершенствованиям человеческих свойств и потребностей: защиты от другого, возможности созидания отдельной семьи, возможности уединения, гарантии пропитания. Если выразится категоричнее, жестче современный город это огромный протез к человеческому телу. Точно так же, как самолеты, автомобили, дома, поезда, компьютеры. Как все то, что обеспечивает внешнее, целевое и насильственное подчинение материи человеческим нуждам.  Собственно говоря, почти вся нынешняя цивилизация и построена на этой внешней прибавочной материи, которая развивает функции тела  за счет внешнего усовершенствования человека. То есть движение городской цивилизации, в основном, осуществляется по линии от себя, вовне.

Существует и подводное, обратное движение в городе, движение вовнутрь. Это поэзия, философия, молитва, размышление, чтение. Это то, из чего проистекает лучшее среди людей, то, что и есть достоинство и осуществление человека, все это следствие движения вовнутрь. Но надо сказать, что обратное, центробежное движение с каждым годом набирает силу, приводя человека уже не в материальную, а в виртуальную среду обитания приводя его в ту среду, которой в реальности не существует, но которую человек все больше приучается называть реальностью. Можно ли это разрастание изменить, направить в сторону центра, духа, Бога?

После Дарвина долгое время считалось, что окружающая среда формирует организмы. Но последние исследования показывают обратное. Новейшие исследования показывают, что именно организмы осуществляют формирование окружающей среды. И она подтверждается со стороны самых разных наук. Город это среда обитания, осуществленная, в основном, внешним, материальным человеком. Вот почему проекты Маркса, Фурье, Чернышевского остаются такими унылыми они рассчитаны на все тот же материальный, обусловленный и детерминированный мир, в котором отсутствует тайна, озарение, не называемое ни одним человеческим словом счастье быть, короче говоря, отсутствует чудо. Зато гражданам утопии обеспечена еда, достаток, жилье, безопасность, возможность плодиться и размножаться. Город становится идеальным протезом. Но есть и другой выход

Вернемся к Библии и посмотрим, что она предлагает. В самой последней ее книге Апокалипсисе речь идет о таинственном городе, Новом или Небесном Иерусалиме, который предстоит внутреннему взору апостола Иоанна, вознесенному Ангелом на высокую горную вершину. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния (шатер, жилище, помещение для богослужения. Примеч. наше - А.С.) Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут его народом, и сам Бог будет с ними Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И(Ангел) вознес меня в гору и показал мне великий город Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Дальше Иоанн говорит о том, что через город течет река жизни, что в него не войдет ничто грешное, что вдоль улиц его цветет и плодоносит древо Жизни. И еще о том, что солнца там не будет, потому что город освещаем Божьей славой. И что времени там не будет тоже.

Я сделал попытку представить , как выглядит этот загадочный город с материалистических позиций, т.е. реконструировал его буквально исходя из тех цифр и данных, которые упомянуты в Апокалипсисе в 21 и 22-х главах. Выглядело это впечатляюще. Примерно так однажды в дневном или ночном небе покажется неизвестный объект, величиной всего лишь немного уступающий Луне. Он будет кубической формы и длина ребра его составит приблизительно 2400 км. Он будет сиять драгоценными камнями сапфирами, аметистами, топазами. В него будут входить, непонятно каким образом преодолевая силу притяжения, спасенные народы и цари. Конструкция зависнет над землей и приведет к необратимым для земли последствиям, по сравнению с которыми теракты, войны и катастрофы покажутся детской шалостью. Это с материальной точки зрения. Это с точки зрения горожанина, для которого город это среда обитания разросшаяся вовне. Но в Евангелии нам даны другие измерения и другая мера духовная.

Как известно, скорость духа превышает скорость света. Что при этом происходит? Из теории Эйнштейна мы знаем, что при достижении скорости света время останавливается, а пространство начинает выворачиваться. То есть внутреннее становится внешним. Огромное сжимается, невидимое выходит на первый план и становится главным. Вот с этой-то засветовой и духовной точки зрения и может быть понятен образ Нового Иерусалима, данный библейским писателем при помощи языка символов, никак не сводимых к буквальному прочтению. Новый Иерусалим это среда обитания духа устремившегося вовнутрь, к своему центру, к Богу, к Царству Небесному, про которое сказано, что оно уже внутри нас. Не будет когда-нибудь, не осуществится, как коммунизм, на наших костях для того, чтобы благодарные потомки могли безбедно блаженствовать, а уже есть, уже наступило. И каждый волен войти в него и начать свой вход прямо сейчас, не дожидаясь перемен снаружи, не надеясь, что кто-то придет и все устроит, не делая ставку на то, что с неба в один прекрасный момент опустится некий материальный город, в котором все будет готово для счастливой жизни. Там, внутри, в бесконечной беспредельности духа, в Новом Иерусалиме действительно не будет смерти и горя, там действительно время перестает течь, там ждут всех нас, туда устремленных, великие и радостные открытия, которые уже начались, и сделавшись реальностью свет этой жизни начнет изменять тебя самого и твою жизнь на земле. И это может произойти сегодня - на улице, в метро, на работе, за ужином, во время свидания, в час молитвы

Новый Иерусалим наоборотен по сравнению с Городом. Он не наращивает протезы, а раскрывает внутреннюю беспредельность человеческих сил, дарованных Богом. Сил творчества, жизни, любви. Собственно говоря, это и есть единственно реальный город в мире. Потому что реальность идет от Бога , а не от человеческих сновидений наяву. А в реальности не будет ни смерти, ни слезы, ни времени, ни даже нужды в материальном Солнце. Потому что, когда вы любите, вам всегда светло, и вы бессмертны, и время стоит на месте. Это преддверие небесного города, это его предчувствие, это с ним соприкосновение.

Как же попасть в этот город?  Ответ тут один - стать его гражданином сегодня. Стать жителем города любви, пойти за Христом, начать созидать себя в качестве нового человека. И мы помним закон человек формирует свою среду обитания. Новый Иерусалим должен быть сформирован нами жителями его в этом веке и в вечности. Мы знаем, что христианство не утопия, мы уже сегодня жители счастливых мест обитания, несмотря на то, что внешняя среда говорит прямо противоположное, потому что христианство становится утопией лишь в том случае и в том месте, где оно  названо утопией в конкретном человеческом сердце. Там, где оно названо и прожито как реальность оно осуществляется. И тогда свет внутреннего Города светит во тьме, и тьма Города внешнего не может его объять.

вернуться на страницу перечня статей

     
       
       
       
 

Ссылки:

Андрей Тавров в Музее Маяковского. Москва, 10.05.2003. (X Фестиваль свободного стиха)  
    Поэзия.ru  
    АНГЕЛ ПИНГ-ПОНГОВЫХ МЯЧИКОВ  
    Мальчик-с-пальчик  
    НОВЫЙ МЕТАФИЗИС  
    ЗЕРКАЛО СТЕНДАЛЯ И СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Поэзия Московского университета  
    ОТЕЛ Арт-Ваз  
    Конкурс религиозной поэзии  
    ПЬЕТА  
    Кто Сам есть Путь, за Христом  
    Сон в моей жизни  
    Интервью из второй жизни  
    Стоит пространство не названо..  
    В "Размышлении на грани веков" А.Давыдова  
       
       
Сайт управляется системой uCoz