ЛЕНА ОРЕШИНА |
МЕРТВАЯ ЖИЗНЬ |
|
ГЛАВА 8
С пяти часов сестры
властными окриками уже не гнали в палаты. С пяти часов коридор превращался в улицу.
Нет, улицу
вполне могут миновать
кипучие страсти. Коридор превращался
в проспект. Проспект - это не мостовая с важными домами
вокруг. Это люди, нарядно одетые к вечеру,
где в воздухе витает
общее событие дня.
В современных быстрых городах проспект
распугала давка и автомобильные гудки. Широко небрежно
брошенный асфальт, который не задумываясь застывал между домами, получал название того самого проспекта, который
раньше выманивал людей в загадочные сумерки.
Людей было немного.
Неведомая сила заставляла их весь
остаток дня прожить в ярко освещенном слегка задохнувшемся
от разговоров коридоре.
И даже среди смеха неудовлетворенность шла за каждым, не отставая, как тень. И яркий румянец
и
стон имели здесь
одинаковые формы принужденности. Время телевизора - особое. Законодатели включают его раньше, чем положено, на полчаса. И эта уверенность, сроднив их с медсестрой, не вызывает у нее протеста. Она сама слегка поворачивает стул. Из палат сползающимися к солнечному свету ящерицами появляются стулья. Если жидкость спешит собрать себя в каплю, то человеческое сознание, кажется не задумываясь о последствиях, все больше привыкает принимать форму прямоугольника. Если не так, то посмотрите на наши дома снаружи и даже изнутри. Смотрите - стол, скользните взглядом до его края и не бойтесь, упав, взгляд не потеряет представление прямых линий: внизу его ждет ровный пол, который ровно ограничивают стены, поддерживая потолок. А вот окно. Оно открывает внешний мир. Какой формы ваш окно - мир? И разве честную прямоту дня меняет неожиданность, легкая, как прыжок, или тяжелое падение. И разве не своровал день прямоугольной формой нежные изгибы живой души. И притворяясь простым, привычным глазу, нас добродушно, как домашний врач, даже не пугая формами, неотвратимо берет под опеку телевизор. -
Что бы вы хотели? Легко коснитесь клавиш. Первый, второй, третий канал. Услужливо он будет предлагать до тех пор, пока вы ищете. А потом спокойно изжевав чужими готовыми мнениями ваш вечер, он благосклонно усмехаясь выплюнет вам: Не забудьте выключить телевизор. И высоким писком встрепенет заснувшие мозги, чтобы напомнить, что он и сейчас заботится о вас. А теперь спать, спать, спать. В десять часов больничные стулья тяжело возвращаются на привычное дежурство в палаты. И сон в объятьях неизвестности частым пульсом усталой ночи коснется дня. Ночью казалось, стена стонала от боли; Фома вышел в коридор. Стол медсестры, наконец-то оставленный в покое, добродушно спал, лоснясь гладким стеклом в слабом дежурном свете. Случайными порывами доносились шепот и смех. Как будто волны и мягкая луна играют мелкими пляжными камнями. Люди, спящие в коридоре, казались бродягами,
которых
усталость бросила
на голые бесплодные скалы. И все забыли о
них; даже неизвестность посторонилась, уступив место бесстрастному ожиданию. В дальнем, давно оглохшем
от заброшенности тупике коридора
со странной, как сухие ветви в огне,
силой, заметался и замолк человек. Фома увидел строгое лицо:
оно было бледным,
глаза заснули на нем птицами на дальнем
перелете времени. Лицо было даже не столько бледным, сколько
светлым. Как будто
тайна, проникнув в него, дала силу жить
одиночеству. И время оставило его, не вырисовывая кислотой
морщин иного рисунка,
которым природа, бесконечно меняя
лица, разделяет рождение и смерть. Лицо имело какую-то
бесконечность пейзажа, где даже горизонт
был разрушен. Напряжение, как будто арканом, схватило фигуру, и голова заметалась, так торопливо стучит в дверь испуганный
природой человек
или мучается птица,
только что, в первый раз посаженная в
клетку. Фоме показалось, что и он давно уже, вот так, о стену
разрушает упругое слово жизнь. |
||
гости Кассандриона | вернуться |