II

 

Я знаю Александра Николаевича Недуева давно Ц скромный, трудолюбивый, глубоко верующий, церковный человек. Он талантлив в самых различных областях, настоящий самородок: у него золотые руки, он постоянно участвует в реставрационных работах в разных храмах. Но главное - он талантливый композитор, музыкант - как говорится, божьей милостью, да и в самом деле, вся его музыка (как это ясно из приведённых его высказываний) идёт от Бога и обращена к Богу. Тем не менее, творчество этого замечательного автора, уже имеющего тесный круг почитателей, широкой публике пока не известно.

Лишь 14 апреля 2002 г. в музее им. Глинки состоялся первый авторский вечер композитора, где впервые были исполнены три его сочинения, в том числе лПеснопения Всенощного Бдения╗. В своё время, в 1998 г., четыре номера из лВсенощной╗ были отмечены на международном конкурсе композиторов IBLA GRAND PRIZE в городе Рагуза (Италия), лауреатом которого он стал, а год назад лВсенощная╗ была целиком записана автором на компакт-диск; музыке А.Недуева также было посвящено несколько радиопередач на различных радиоканалах. И всё-таки это очень мало для зрелого, сложившегося композитора такого уровня, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж.

Александр Недуев - неординарная личность. Беседы с ним всегда интересны, они заставляют задуматься над самыми различными вопросами - будь то культурная ситуация в России, музыкальное искусство в исторической перспективе или вопросы индивидуальной веры, личной ответственности христианина перед Богом. И поэтому мне хочется свой рассказ об этом композиторе в значительной мере построить на его собственных высказываниях, включая в своё повествование развёрнутые отрывки из интервью, которое я взяла у него 16 июля 2002 года.

Музыкальная биография А.Недуева нетрадиционна. С детства он тяготел к музыке, но возможности дать сыну музыкальное образование в те годы в семье не было: лЯ всё время импровизировал, всё время что-то напевал, всё время что-то слышал внутри себя╗. Для того, чтобы записать то, что он слышит, Александр даже  придумал собственную систему записи Ц лизобрел велосипед!╗ (лона, кстати, на табулатуру была очень похожа, диезы у меня были "+", бемоли - "-"╗).Однако понял, что если существует уже общепринятая система, то лучше пользоваться ею. Тогда он обратился к учебникам и освоил нотную грамоту. Таким образом, любовь к сочинительству послужила толчком для начала музыкального образования. На фортепьяно Александр начал заниматься поздно Ц  в 16 лет. Тогда же он решился показать свои первые композиторские опыты (в духе русской народной музыки и в подражание Глинке) преподавательнице и она отметила в его пьесах тяготение к доглинкинской русской музыке.

До 22 - 23 лет Александр брал частные уроки, после чего пошёл по пути самообразования: изучал партитуры любимых композиторов, учился писать у мастеров. Тем временем продолжал сочинять, пробуя себя в самых разных жанрах и формах (начинал писать даже симфонию). Однако оставалось чувство неудовлетворённости. лВнутренний голос говорил: "Не то это всё Ц неправда"╗.

Перелом и в жизни, и в творчестве наступил после того, как Александр связал всю свою жизнь с Церковью.

лЕсли можно так сказать, что художественное творчество - дерево, то плодоносить оно стало, когда я пришел в Церковь. Я и до этого, конечно, сочинял: старался писать какие-то музыкальные миниатюры, осваивать различные музыкальные формы (сонаты, концерты), сочинял стихи и музыку к ним, потом более сложное - сочинения для хора с оркестром на стихи разных поэтов, которые меня волновали в то время. Но творчество, в которое я стал верить, началось поздно. Началось после того, как в мои руки попала книга отца Павла Флоренского лСтолп и утверждение истины╗. Начало перестройки - я её свободно купил в магазине. И вот с этого момента мне стало открываться христианство. Как водится, крещён я был (ещё моей бабушкой, годовалым ребёнком, в городе Омске), а воцерковлён не был╗. Это произошло в 1991 году, когда Александру было уже 40 лет. Этому предшествовал длительный период напряжённых духовных поисков: изучение философии - европейской, древнеиндийской, древнекитайской. лНо когда я прошёл через всё это, то почувствовал, что не имею той полноты, которая мне нужна. И вот, как будто бы случайно, пришёл к книгам Флоренского, но на самом деле это, конечно, не было случайностью╗.

Свой приход к христианству Александр переживает как второе рождение. лИменно тогда я стал ощущать себя человеком, тогда для меня открылась моя глубина, тогда и мир для меня совершенно по-другому открылся╗. Своё прозрение (ля проснулся наконец-то╗) Недуев описывает очень образно: лМожно представить себя входящим в тёмную комнату со слабо светящим фонариком, светишь им в разные стороны и по частям восстанавливаешь общую картину этой комнаты. Так и душа моя, в слабом свете фонарика в тёмной комнате, сама в себя заглядывает, и выхватывая что-то какими-то порциями, выстраивает общую картину своей внутренней жизни, своё представление о себе. И вдруг кто-то резко открывает окно, врывается солнечный свет - и ты воспринимаешь всю картину сразу, одномоментно╗. Тут Александр вспоминает стихотворение Хуана де ла Крус (1542 - 1591), испанского поэта-мистика и монаха-кармелита, на тексты которого он написал сочинение для сопрано и камерного оркестра:

Во тьме ночной мне ведом источник,

Переполненный, чистый.

Воды, текущие целую вечность и миг лишь один,

Я знаю их путь, мне его не забыть.

лЯ эту ночь, эту страшную тьму открыл в себе, - продолжает Александр. - Я открыл в себе и эту тьму, и этот свет,  совершенно жуткую двойственность человеческую╗. Эту лдвойственность человеческую╗ Александр переживает очень тяжело, строго судит себя, свои помыслы и поступки. Для него понятие лхристианин╗ не нечто застывшее, это вечный процесс, постоянный путь борьбы с грехом, путь покаяния и веры, путь к Христу. лЕсли честно взглянуть на себя, то я не могу сказать, что я христианин, в полной мере, как я себе это представляю, как я вижу других людей╗.

Эта внутренняя честность, бескомпромиссность - черты характера  А. Недуева - проявились и в творчестве. Безжалостно он уничтожил почти всё написанное до перелома, оставив только то немногое, что он считал соответствующим своему новому мироощущению (ля всё это похоронил╗). Причём это не значит, что после этого Недуев писал только музыку для церкви или конкретно (программно) связанную с религиозной темой. Процесс перестройки был гораздо более сложным и в то же время глубоким, затрагивающим самые основы его существования. Как раньше музыка и жизнь были для него нераздельны, так теперь, когда бытие его было неразрывно связано с Церковью (вспомним: лДля меня вся жизнь - это Церковь╗), музыка - по своему эмоциональному и духовному наполнению, а значит и в своём звуковом выражении - стала неотделимой от веры, от Бога.

Размышляя над Священным Писанием, Александр говорит: лЧто касается творчества как такового, то ведь человек создан по образу и подобию Божьему, как нам известно, и долго для меня это выражение было загадкой, пока я не понял, что Бог это личность, и личность творческая. Может быть я не прав, но я думаю, что Бог не может не творить. В нём такой преизбыток, что он творением мира и творением человека в мире как бы выходит из Самого Себя. Ведь не будь человека, кто обнаружит Бога, кто скажет ему, что Он Есть, на Его слово Израилю УАЗ ЕСЬМФ. По-моему, если нет творения, то нет и творца. Творение - акт, действие любви, а любовь преизбыток. Христос Ц Слово, которым Господь создаёт весь мир. Закланный на распятие, за грех, за слепоту человека, который, выбрав путь познания добра и зла, путь своевольного существования без Бога, гибнет в междуусобицах, в самоутверждении "я хочу". Христос-спаситель пришёл спасти грешных, и этим пронизано всё Евангелие. Христос-творец говорит в главной заповеди своей: любите друг друга, как я возлюбил вас. Любите, то есть жертвуйте собою ради других людей, выходите из своей замкнутости, раскрывайтесь. Это и есть человеческое творчество - акт любви - самоотдачи, жертвенного действия ради другого╗.

На вопрос, что такое творчество для него лично, Александр ответил так: лДумаю, творчество бывает от полученного избытка. Этим актом художник как бы выходит из себя. Это моя радость, что я есть. Я творчеством преодолеваю свою тяжесть, свою замкнутость, обнаруживаю себя Богу и чувствую Его близость╗.

назад вперёд

на главную



Сайт управляется системой uCoz