III

 

Естественно, что такое понимание творчества, затрагивающее самую суть, ядро личности, не могло не отразиться и на музыке Недуева. Ключевым сочинением его нового периода жизни, на мой взгляд, явились Песнопения Всенощного Бдения. Работа над Песнопениями проходила на протяжении трёх лет (1993 - 1995) и была тесно связана с периодом воцерковления автора и его активным участием в восстановлении Храма Святых Бессеребреников Космы и Дамиана в Шубине.  Как говорит сам композитор, в процессе ознакомления со служебными текстами некоторые из них зазвучали. Так появились четыре части: 1ОЗ псалом, Свете Тихий, Воскресение Христово видевше, Величит Душа моя Господа, после чего у композитора возникло желание продолжить работу и придать циклу необходимую завершённость.

Последование частей произведения соответствует порядку традиционной Всенощной, за исключением стихиры Совет Превечный, звучащей раз в году, накануне праздника Богоявления. По словам А. Недуева, этим, а также желанием дописать в будущем ещё несколько частей, обусловлено название сочинения Песнопения Всенощного Бдения (а не Всенощная).

В своей музыке композитор не использует мелодии знаменного распева. Произведение это целиком авторское, оно основано на личном переживании богослужения и музыкальном слышании текста, который является ведущим фактором формообразования. С этим связаны и сквозное развитие, текучесть формы, непрерывное мелодическое развёртывание. Распетое слово - вообще главное в этой музыке. Хоровая фактура сочинения прозрачна и насквозь мелодична, оно слушается как непрерывная мелодия - от начала до конца. Имитации мотивов в разных голосах только способствует этому ощущению, а простые строгие созвучия, которые в своём сопряжении как бы подчинены некоему высшему закону, создают тот стержень, на котором держится эта композиция. Гармония, при всей кажущейся традиционности, обладает свежестью. Она, как и вся ткань партитуры, подчиняется мелодическим токам и в конечном счёте - слову. Таковы, например, завершения Свете тихий - ...тем же мир Тя славит или кульминация Хвалите имя Господне - ...исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. В обоих случаях, в движении ввысь - древняя риторическая фигура аnabasis - сияет свет мажорных трезвучий (которых вообще в произведении не так уж много), венчающихся до мажором. Ту же роль - вознесения слова ввысь - играют солирующие сопрано и тенор, как бы парящие над хоровой фактурой (например, псалом103 - речитирующее соль второй октавы у сопрано: слава Ти Господи- c тем же до мажором в конце: во веки веков аминь). Нотный пример 1.

Однако не мажор, а минор, который проходит сквозной линией через все сочинение (ср. примеры 2а и2б начало и коней Всенощной), создает особый тон чистый, сокровенный. Музыка эта звучит возвышенно и светло, в ней разлита тихость и благодать, рождается ощущение нездешнего мира, вечности.

 назад вперёд

на главную



Сайт управляется системой uCoz