V

 

Особый характер течения музыкального времени, восходящий к древнерусской церковной музыке (то, что сейчас часто называют медитативностью, понятием, всё-таки достаточно расплывчатым и слишком общим) присущ и другим сочинениям А.Недуева, которые прямо не связаны с церковными жанрами, - например уже упоминавшемуся сочинению на тесты Хуана де ла Крус, органной фантазии, концерту для органа и струнного оркестра (лНа реках Вавилонских╗). Это сущностная черта музыкального мышления композитора, его язык - язык, на котором он говорит с людьми и Богом.

Хотелось бы несколько слов сказать о сочинении, названном автором лВо тьме ночной╗ (Фантазия для сопрано и камерного оркестра на тексты из сочинений Хуана де ла Крус, 1986-1996). Это произведение кажется мне очень значительным, оно открывает совсем иную грань дарования композитора. Необычен уже выбор поэтического источника: это не канонические церковные тексты и не лирическая поэзия, но сочинения поэта-мистика, монаха, преследуемого инквизицией, после смерти причисленного католической церковью к лику святых. Вот как пишет о Хуане де ла Крус сам композитор: л УПеснь ДухаФ названо одно из стихотворений, записанное им в заточении. Песней Духа можно назвать весь его короткий земной путь. Путь поэта, оставившего будущим поколениям всего лишь с десяток стихотворений и впоследствии объявленного покровителем поэтов. Путь монаха, написавшего всего несколько духовных трактатов и позже признанного учителем Церкви╗[6].

                  В   отрадной тишине,

                  В минуты ожиданья,

                  Избавившись от образов случайных,

                  Чистая душа услышит Слово Отца,

                  Вечно звучащее

В вечном молчании.

Этими словами открывается цикл Ц  в них уже заложен смысл сочинения. Так начинается путь человеческой души к Богу. Этот внутренний путь (шесть частей цикла, следующих друг за другом attacca Ц единая сквозная линия)  завершается  обретением Ц  лво тьме ночной╗ - чистого источника (см. цитату на с. 5-6 ). Мотив воды в последней части Ц многозначный и символический: это и вода, которую надо пить, лчтобы быть╗, и лпоток любви безначальной╗, и лживая вода╗ веры, о чем говорят последние строки:

                Как я томлюсь по живой воде,

                О хлебе, жизнь дающем,

                Рожденным Тобой.

                Только в тебе все вещи согласия полны,

                Все вещи вселенной едины

                В Тебе, бегущем во тьме ночной. 

 Медитативная концепция создает особый художественный мир, в котором время течет иначе: отсюда погруженность в каждый миг музыкального звучания, медленные темпы, сопряжения тянущихся аккордов, разлитые в музыкальном пространстве минорные краски.

Как и во лВсенощной╗, здесь царит мелодия, но это не только вокальная мелодия, идущая от слова, это полимелодическая ткань, сотканная из живущих своей жизнью, поющих, вибрирующих сольных линий. Оркестровая интродукция, инструментальные прелюдии и постлюдии играют не менее важную роль, чем разделы, где участвует сопрано; особенно выразительны и красивы, значительны в смысловом отношении сольные эпизоды   (флейта, челеста) - их мелодические лпослания╗ направлены вверх, к небесам. Нотный пример 3.

 Музыкальный язык кажется очень простым: гармония тональная, преобладают консонирующие аккорды (иногда с усложнениями), диатоника Ц  точнее полидиатоника, так как опоры все время меняются. Однако эта простота отнюдь не элементарна: чуть заметные отклонения от лрусла╗, неожиданные сдвиги, особые мелодические повороты выдают авторскую индивидуальность, которая всегда  ощутима в произведениях Недуева. Музыка звучит одухотворенно и просто красиво, при этом так естественно! Это естественность  самой природы и непрерывно текущего потока времени. Нотный пример 4.

Сам интонационный мир совсем иной, чем во лВсенощной╗, он далек от русской традиции, вообще от какой-либо национальной традиции, хотя его почвенность, укорененность в духовном мы чувствуем все время. Это, действительно, лПеснь Духа╗. В то же время это не только молитвенное обращение к Богу, но и мир во всей своей красоте и богатстве Ц как Божье творенье: это и лодинокая птица╗, которая лвысоко летает╗, и лпесня вод, безмолвно зовущая╗ на берег тенистый: лПридите и пейте, чтобы быть, чтобы быть╗ - лнебеса и земля╗. И весь этот мир, рожденный и воплощенный в звуках, живет в сочинении, притягивая к себе слушателя, покоряя и ведя за собой.

назад вперёд

на главную



Сайт управляется системой uCoz