А.Очеретянский, как теоретик «смешанной техники»
и его сподвижники в начале пути
А.Очеретянский в этом номере выступает в разделе "теория". Остановлюсь на этом разделе и на этом выступлении подробнее, поскольку они оба весьма любопытны.
Опубликованный А.Очеретянским текст, представляет собой отдельные высказываания автора и перечисление цитат из разных авторов, "имеющих непосредственное отношение к графике стиха". В результате получается нечто, напоминающее любимые русским народом "крылатые слова и выражения". С точки зрения композиции - это ТТкТ. Этот текст безо всякой натяжки можно было поместить в раздел смешанной техники (учитывая название раздела "критика", композицию ТТкТ и отношение к жанру "крылатых слов и выражений"). Под данным текстом находится огромный референтный пучок теоретических исследований и, в соответствие с этим признаком, - это гипертекст, относящийся к тексту.
До этого в разделе в разделе "теория" А.Очеретянский публиковал свои произведения только однажды в №1(1989). Это была статья под названием "К поиску новых форм выражения в стихе" и посвящена она была зауми. Статья состоит из нескольких частей. Вначале приводятся формально-лексические признаки зауми: "заумь - продольный поперечный разрез слова… …лабораторная работа". Затем приводятся доводы в ее необходимости, среди которых особый интерес вызывают доводы со стороны психологической: состояние "которое можно охарактеризовать, как висящее в воздухе.. ты одновременно в нескольких лицах", невозможность однозначного ответа на поставленный вопрос; а также - социально-психологические: непонимание со стороны окружающих (которое не сопровождает деятельность художника), "позиция, четко отражающая независимость от общества"; и, наконец, доводы футурологические: "заумь -язык будущего", превращение искусства, поэзии в своего рода артефакты.
Статья воспринимается одновременно и как результат исследовательской деятельности, и как анархо-футуристский манифест. Сформулированные в статье положения проливают свет на способ отбора текстов в раздел "смешанная техника" и постепенное вытеснение со страниц альманаха текстов, в которых не обнаруживаются вышеназванные формальные и содержательные аспекты. В случае "смешанной техники" акцент с лексических средств выражения и их препарирование переносится в текстах"смештехников" на дискурсы, а также на комбинации дискурсивных и лексических средств. При этом содержательные основы зауми проливают свет не только на состав "смешанной техники", но и вообще на состав альманаха.
В следующий раз раздел "теория" появился только в №4 и сразу двумя публикациями: Ры Никоновой "О границах" и М.Суханова "О "Конвенциальности".
Ры Никонова в стиле гиперэкзистенциализма опубликовала свой литературный манифест пользуясь композиционным приемом ТТкТ . Текст выглядит в достаточной степени банальным и, видимо поэтому, не удостоен попадания в раздел "смешанной техники".
Статья М.Суханова весьма симптоматичная попытка с точки зрения литературоведческой таксономии, основанной на некоторых аксиомах социумам, среди которых главное место занимает понятие "конвенциальности" (и, соответственно, "неконвенциальности"), создать некоторую иерархию поэтов и прозаиков, разделив их на группы.