Die Musik in Geschichte und Gegenwart

 

Allgemeine Enzyklopädie

der Musik begründet von Friedrich Blume

Zweite, neubearbeitete Ausgabe

 

 

Ėjges, Eiges

FAMILIE: Konstantin Romanovič,

sein Bruder Iosif Romanovič, Konstantins Sohn Oleg Konstantinovič

 

 

статьи об Эйгесах (на немецком) в формате .pdf

     
 

композитор Олег Эйгес за роялем

       
 
 

Анатолий Александров. Глубина мысли

Николай Рославец. О. Эйгес, соч. 5, соната для фортепиано

Самуил Фейнберг. О творчестве Олега Константиновича Эйгеса

Газета "Уральский рабочий" от 2 сентября 1948 г. "О десятой симфонии композитора О.Эйгеса"

Григорий Гордон. О. К. Эйгес (штрихи к портрету)

МУЗЫКА В ИСТОРИИ И В НАСТОЯЩЕМ

Общая энциклопедия музыки основана Фридрихом Блуме

Второе, заново обработанное издание

Эйгес

СЕМЬЯ: Константин Романович,

его брат Иосиф Романович,

сын Константина Олег Константинович.

 

Издано Людвигом Финшером

Часть биографий персоналий № 6

E-Frau (начальные буквы фамилий)

Издательский дом Бэренрайтер Кассель

Базель, Лондон, Нью-Йорк, Прага

Метцлер Штуттгарт, Веймар

     
 
           
   

Композитор Олег ЭЙГЕС (1905 – 1992)  

     
           
   

     Он был как будто из будущего… Или вознесся над своим временем – и даже не красотой и сложностью своей музыки (ещё Н. Рославец видел в его произведениях «прямо блестящую, из ряда вон выходящую технику, далеко перешагнувшую технику Скрябина»), а самим ощущением искусства и жизни. Как будто пространство мелодий и звуков, из которого он не выпадал даже во сне, затмило для него саму реальность: он не очень понимал, что такое «выгода» и зачем она, или как можно совмещать искусство с карьерой или коммерцией. Стоило с ним заговорить о чем-то насущном, он сразу терялся, а потом гневно обрывал низким поставленным голосом: «Давайте лучше поговорим о Бетховене!». «Каждое мгновение его жизни преломляется в звучании, – писал о нем С. Е. Фейнберг. – …Музыка для него – мысль и чувство, и активность воли, и глубина созерцания».

     Под конец жизни Олег Константинович осознал рутинное противоречие между реальностью и искусством, и выразил это просто – карандашом на глянцевом обороте старой концертной программы: «…я, к сожалению, поздно сообразил, что, очевидно, музыка тут не играет роли, – должны быть какие-то качества, которых у меня нет. Я заметил, что композиторы моего поколения, произведения которых попадают в программы симфонических концертов, – что все эти композиторы имеют звания. У меня нет никаких званий и никогда не будет, положения никакого я не занимаю, следовательно, мне вообще путь закрыт…». Однако, по «гамбургскому счету», Олег Эйгес был признан высшей музыкальной элитой. О его творчестве в своих статьях исключительно высоко отзывались композиторы Н. Рославец, С. Фейнберг, Н. Мясковский, А. Эшпай, его учителя по Московской консерватории А. Александров, В. Шебалин, музыковеды И.  Бэлза, А. Иконников… Его ценил Прокофьев, с ним дружил Шостакович; Эгон Петри, у которого Эйгес совершенствовался игре на фортепиано в Берлине (1928-1929), считал его одним из лучших своих учеников.

     Олег Эйгес автор 20 симфоний, 5-ти инструментальных концертов, оперы “Воскресение” (по Л.Н. Толстому), многочисленных камерно-инструментальных ансамблей, среди которых три фортепианных Трио и Квинтет, струнные и фортепианный квартеты, 12 фортепианных сонат и другие произведения…

     Постановление ЦК ВКП(б) 1948 г. о формализме в музыке для такого человека и музыканта, как Олег Константинович Эйгес, оказалось роковым: движение его творчества к широкому слушателю затянулось на десятилетия.

     Сейчас начинается постепенный охват наследия этого крупнейшего композитора XX века – композитора, не слившегося со своей эпохой, открыть которого еще предстоит.

     
 
 

вернуться к музыке О.Эйгеса

вернуться на страницу композиторов

на главную

       
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Сайт управляется системой uCoz