Статьи об Олеге ЭЙГЕСЕ и его творчестве
Анатолий Александров. Глубина Мысли Николай Рославец. О. Эйгес, соч. 5, соната для фортепиано Самуил Фейнберг. О творчестве Олега Константиновича Эйгеса Газета "Уральский рабочий" от 2 сентября 1948 г. "О десятой симфонии композитора О.Эйгеса" Григорий Гордон. О. К. Эйгес (штрихи к портрету) Статьи об Эйгесах в общей энциклопедии музыки, основанной Фридрихом Блуме (на немецком) |
||||
Композитор Анатолий Александров "Глубина мысли" |
Недавно в одном из абонементных концертов в Зале Чайковского прозвучала Двенадцатая симфония Олега Константиновича Эйгеcа. Она наполнена мужественной, взволнованной музыкой, близкой современному человеку и по языку, и по эмоциональному содержанию. В то же время симфония крепко связана с культурой прошлого. В ней три части. Первая лаконична, но богата в тематическом отношении. Обаятельная вторая часть, проникнутая глубоким чувством, лишена какой бы то ни было сентиментальности и подкупает непосредственностью звучания. Финал построен на превосходной теме, широко разработанной, одинаково хорошо и выразительно звучащей во всех своих оркестровых превращениях. Тема эта долго затем звучала в моем воображении, и я нахожу ее большой удачей автора. Под управлением дирижера Б. Хайкина Государственный симфонический оркестр Союза ССР играл превосходно. В настоящее время композитор активно работает. Недавно написанная им Восьмая соната в превосходном исполнении автора встретила одобрение различных кругов музыкальной общественности. |
|||
«Советская культура», 1972, 20 июля «А. Н. АЛЕКСАНДРОВ ВОСПОМИНАНИЯ СТАТЬИ ПИСЬМА» Москва. «Советский композитор» 1979 |
||||
Один из концертов, состоявшихся в прошлом сезоне во Всесоюзном Доме композиторов, был не совсем обычным. Его программа представила творчество музыкальной династии, двух поколений — Константина Романовича Эйгеса и его сына Олега Константиновича. К. Эйгес, чье 100-летие со дня рождения отмечалось в этот вечер, — известный пианист, композитор и музыкальный писатель, автор «Основных вопросов музыкальной эстетики», статей, очерков по философии музыки. О. Эйгес, которому исполнилось 70 лет,— талантливый советский композитор, педагог и пианист. Семью Эйгесов я знаю уже более шестидесяти лет, часто бывал в их доме, иногда с моим близким другом С. Фейнбергом, делился творческими замыслами, показывал сочинения. Одно время (это было в первые годы Советской власти) я работал вместе с Константином Романовичем в Академическом отделе Комиссариата народного просвещения у А. В. Луначарского (Эйгес заведовал эстетической секцией). Это был человек сдержанный, уравновешенный, убежденный в своих суждениях; он обладал ярко выраженным философским складом ума, что сказывалось и в его творческой деятельности. Кроме того; Константин Романович был очень хорошим педагогом, последователем школы К. Ярошевского. В композиции, как, впрочем, и в исполнительстве, он продолжил традиции Н. Метнера и С. Рахманинова, писал музыку преимущественно камерную — вокальную и фортепианную. Некоторые его сочинения прозвучали и в концерте, в том числе несколько пьес из детского педагогического репертуара (кстати, исполняли эти пьесы ученики детских музыкальных школ, и, надо сказать, с большим удовольствием). Особое впечатление оставили превосходно сыгранные О. Эйгесом Сказки и Экспромт. Они привлекают изысканностью вкуса, изяществом формы, непосредственностью высказывания, красотой мелодической интонации, а также безупречным чувством фортепианной фактуры, природы самого инструмента. С большим удовольствием послушал я и три романса, которые Е. Шевелева исполнила в сопровождении Е. Бутягиной,— «Ночевала тучка золотая» (стихи Лермонтова), «Былинка» (стихи В. Мирович), «Талисман» (стихи Пушкина). Все они близки лирическому миру Рахманинова. Олег Константинович Эйгес, прошедший пианистическую школу у своего отца и унаследовавший от него многообразие творческих интересов — исполнительство, сочинение и педагогика,— принадлежит к иному направлению. И это естественно: ведь музыкант сформировался в советскую эпоху. Я вспоминаю, что еще в юном возрасте, приблизительно десяти лет, будущий композитор поражал окружающих, и меня в том числе, блестящими природными данными — музыкальной памятью и слухом. Он был в полном смысле слова вундеркиндом, рано начал сочинять и в совершенстве владел игрой на фортепиано. Меня до сих пор удивляет одна его особенность: О. Эйгес разучивает произведения сначала по нотной записи (то есть внутренним слухом), а затем подходит к инструменту и воспроизводит выученное. Олег Константинович занимался в моем классе в аспирантуре Московской консерватории. Это необычайно продуктивный композитор и чрезвычайно работоспособный человек. В его творческом портфеле — тринадцать симфоний, Поэма для симфонического оркестра, два инструментальных концерта — для скрипки и для фортепиано, опера «Воскресение» по Толстому, восемь фортепианных сонат, сонаты для скрипки и для виолончели, Конголезская рапсодия для фортепиано и многое другое. Композитор подолгу вынашивает каждый замысел, тщательно отделывает каждую деталь, а нередко по нескольку раз возвращается к одному и тому же сочинению. Он в совершенстве владеет современной техникой композиции, прекрасно ориентируется во всех направлениях музыки XX века. И еще: он прекрасно ощущает природу инструментов, для которых пишет. Достаточно было послушать Сонату для скрипки — очень хорошую, очень искреннюю работу, или совсем недавно созданную Восьмую фортепианную сонату, не говоря о произведениях более масштабных, например о концертах. Музыка Эйгеса не захватывает вас сразу ярким тематизмом, к ней нужно идти, внимательно в нее вслушиваясь. Но это, по моему убеждению, достоинство, свойственное индивидуальности, встреча с которой в конечном итоге приносит радость и удовлетворение. Правда, у меня и теперь, когда композитору исполнилось семьдесят, такое ощущение, что он еще не до конца раскрыл свои возможности, что в нем сокрыто еще нечто большее. О. Эйгес — яркий, темпераментный и своеобразный пианист. Несколько слов хочу сказать об интенсивной и многообразной педагогической деятельности О. Эйгеса. Он преподавал в Свердловской, затем в Горьковской консерваториях. С 1959 по 1974 год вел занятия по композиции в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Склонность к педагогической работе сказалась и в творчестве. Эйгес — автор множества пьес для юных исполнителей. В концерте были представлены работы такого рода, например «Африканские мелодии» и «Колокола» для двух фортепиано, сыгранные ученицами детской музыкальной школы № 8 Н. Левкиной и Л. Гоголашвили. Слушая сочинения, которые звучали на этом юбилейном вечере, я подумал: «Почему эта музыка — столь редкая гостья в репертуаре наших исполнителей? Заслуженно ли это?..» Хочется надеяться, что творчество О. Эйгеса, так же как и его отца — К. Эйгеса, найдет путь к сердцам музыкантов и слушателей. |
||||
«Советская Музыка» 9/1975 |
||||