Статьи об Олеге ЭЙГЕСЕ

и его творчестве

 

 

Анатолий Александров. Глубина Мысли

Николай Рославец. О. Эйгес, соч. 5, соната для фортепиано

Самуил Фейнберг. О творчестве Олега Константиновича Эйгеса

Газета "Уральский рабочий" от 2 сентября 1948 г. "О десятой симфонии композитора О.Эйгеса"

Григорий Гордон. О. К. Эйгес (штрихи к портрету)

Статьи об Эйгесах в общей энциклопедии музыки, основанной Фридрихом Блуме

 (на немецком)

 
   
 

Композитор Анатолий Александров

"Глубина мысли"

 

   Недавно в одном из абонементных концертов в Зале Чайковского прозвучала Двенадцатая симфония Олега Константиновича Эйгеcа. Она наполнена мужественной, взволнованной музыкой, близкой современному человеку и по языку, и по эмоциональному содержанию. В то же время симфония крепко связана с культурой прошлого.

   В ней три части. Первая лаконична, но богата в тематическом отношении. Обаятельная вторая часть, проникнутая глубоким чувством, лишена какой бы то ни было сентименталь­ности и подкупает непосредственностью звучания.

   Финал построен на превосходной теме, широко разработанной, одинаково хорошо и выразительно звучащей во всех своих оркестровых превращениях. Тема эта долго затем звучала в моем воображении, и я нахожу ее большой удачей автора. Под управлением дирижера Б. Хайкина Государст­венный симфонический оркестр Союза ССР играл превосходно.

   В настоящее время композитор активно работает. Недавно написанная им Восьмая соната в превосходном исполнении автора встретила одобрение различных кругов музыкальной общественности.

 
     

«Советская культура», 1972, 20 июля

«А. Н. АЛЕКСАНДРОВ ВОСПОМИНАНИЯ СТАТЬИ ПИСЬМА»

Москва. «Советский композитор» 1979

 
     

Один из концертов, состоявшихся в прошлом сезоне во Всесоюзном Доме композиторов, был не совсем обычным. Его программа представила твор­чество музыкальной династии, двух поколений — Константина Романовича Эйгеса и его сына Олега Константиновича. К. Эйгес, чье 100-летие со дня рождения отмечалось в этот вечер, — известный пианист, композитор и музыкальный писатель, автор «Основных вопросов музыкальной эстетики», статей, очерков по философии музыки. О. Эйгес, которому исполнилось 70 лет,— талантливый совет­ский композитор, педагог и пианист.

Семью Эйгесов я знаю уже более шестидесяти лет, часто бывал в их доме, иногда с моим близким другом С. Фейнбергом, делился творческими за­мыслами, показывал сочинения. Одно время (это было в первые годы Советской власти) я работал вместе с Константином Романовичем в Академиче­ском отделе Комиссариата народного просвещения у А. В. Луначарского (Эйгес заведовал эстетиче­ской секцией).

Это был человек сдержанный, уравновешенный, убежденный в своих суждениях; он обладал ярко выраженным философским складом ума, что сказы­валось и в его творческой деятельности.

Кроме того; Константин Романович был очень хо­рошим педагогом, последователем школы К. Ярошевского. В композиции, как, впрочем, и в испол­нительстве, он продолжил традиции Н. Метнера и С. Рахманинова, писал музыку преимущественно камерную — вокальную и фортепианную. Некото­рые его сочинения прозвучали и в концерте, в том числе несколько  пьес  из  детского педагогического репертуара (кстати, исполняли эти пьесы ученики детских музыкальных школ, и, надо сказать, с боль­шим удовольствием).

Особое впечатление оставили превосходно сы­гранные О. Эйгесом Сказки и Экспромт. Они при­влекают изысканностью вкуса, изяществом формы, непосредственностью высказывания, красотой мело­дической интонации, а также безупречным чувством фортепианной фактуры, природы самого инстру­мента. С большим удовольствием послушал я и три романса, которые Е. Шевелева исполнила в со­провождении Е. Бутягиной,— «Ночевала тучка зо­лотая» (стихи Лермонтова), «Былинка» (стихи В. Мирович), «Талисман» (стихи Пушкина). Все они близки лирическому миру Рахманинова.

Олег Константинович Эйгес, прошедший пиани­стическую школу у своего отца и унаследовавший от него многообразие творческих интересов — испол­нительство, сочинение и педагогика,— принадлежит к иному направлению. И это естественно: ведь му­зыкант сформировался в советскую эпоху. Я вспо­минаю, что еще в юном возрасте, приблизительно десяти лет, будущий композитор поражал окружаю­щих, и меня в том числе, блестящими природными данными — музыкальной памятью и слухом. Он был в полном смысле слова вундеркиндом, рано на­чал сочинять и в совершенстве владел игрой на фортепиано.

Меня до сих пор удивляет одна его особенность: О. Эйгес разучивает произведения сначала по нотной записи (то есть внутренним слухом), а затем подходит к инструменту и воспроизводит выученное.

Олег Константинович занимался в моем классе в аспирантуре Московской консерватории. Это не­обычайно продуктивный композитор и чрезвычай­но работоспособный человек. В его творческом портфеле — тринадцать симфоний, Поэма для сим­фонического оркестра, два инструментальных кон­церта — для скрипки и для фортепиано, опера «Воскресение» по Толстому, восемь фортепианных сонат, сонаты для скрипки и для виолончели, Кон­голезская рапсодия для фортепиано и многое дру­гое. Композитор подолгу вынашивает каждый замы­сел, тщательно отделывает каждую деталь, а не­редко по нескольку раз возвращается к одному и тому же сочинению.

Он в совершенстве владеет современной техни­кой композиции, прекрасно ориентируется во всех направлениях музыки XX века. И еще: он прекрас­но ощущает природу инструментов, для которых пишет. Достаточно было послушать Сонату для скрипки — очень хорошую, очень искреннюю ра­боту, или совсем недавно созданную Восьмую фор­тепианную сонату, не говоря о произведениях бо­лее масштабных, например о концертах.

Музыка Эйгеса не захватывает вас сразу ярким тематизмом, к ней нужно идти, внимательно в нее вслушиваясь. Но это, по моему убеждению, достоин­ство, свойственное индивидуальности, встреча с ко­торой в конечном итоге приносит радость и удовле­творение. Правда, у меня и теперь, когда компози­тору исполнилось семьдесят, такое ощущение, что он еще не до конца раскрыл свои возможности, что в нем сокрыто еще нечто большее.

О. Эйгес — яркий, темпераментный и своеобраз­ный пианист.

Несколько слов хочу сказать об интенсивной и многообразной педагогической деятельности О. Эй­геса. Он преподавал в Свердловской, затем в Горьковской консерваториях. С 1959 по 1974 год вел занятия по композиции в Музыкально-педагогиче­ском институте имени Гнесиных.

Склонность к педагогической работе сказалась и в творчестве. Эйгес — автор множества пьес для юных исполнителей. В концерте были представле­ны работы такого рода, например «Африканские мелодии» и «Колокола» для двух фортепиано, сы­гранные ученицами детской музыкальной школы № 8 Н. Левкиной и Л. Гоголашвили.

Слушая сочинения, которые звучали на этом юбилейном вечере, я подумал: «Почему эта музы­ка — столь редкая гостья в репертуаре наших ис­полнителей? Заслуженно ли это?..» Хочется на­деяться, что творчество О. Эйгеса, так же как и его отца — К. Эйгеса, найдет путь к сердцам музыкан­тов и слушателей.
 
   
 

вернуться к музыке О.Эйгеса

вернуться на страницу композиторов

на главную

 

«Советская Музыка» 9/1975

 
         
         
Сайт управляется системой uCoz