Статьи об Олеге ЭЙГЕСЕ и его творчестве
Анатолий Александров. Глубина Мысли Николай Рославец. О. Эйгес, соч. 5, соната для фортепиано Самуил Фейнберг. О творчестве Олега Константиновича Эйгеса Газета "Уральский рабочий" от 2 сентября 1948 г. "О десятой симфонии композитора О.Эйгеса" Григорий Гордон. О. К. Эйгес (штрихи к портрету) Статьи об Эйгесах в общей энциклопедии музыки, основанной Фридрихом Блуме (на немецком) |
||||
|
||||
Газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ 2 сентября 1948г. "О десятой симфонии композитора О.Эйгеса" |
После постановления ЦК, ВКП(б) Об опере Великая дружба В. Мурадели произведения свердловского композитора О. Эйгеса были подвергнуты особенно резкой критике и квалифицированы, как сочинения явно формалистические. Прошло полгода. О.Эйгес написал новую, 10-ю симфонию. Музыкальная общественность города вправе была ожидать, что композитор, учтя критику, откажется от своей ошибочной, вредной позиции и постарается встать на путь реалистического творчества. Этого, однако, не произошло. Прослушав новое произведение О. Эйгеса и подробно его обсудив, общее собрание, членов Союза советских композиторов гор. Свердловска пришло к следующим выводам. Под видом разрыва с формалистическим направлением О. Эйгес в 10-й симфонии прибегнул к маскировке идейной пустоты своей музыки нарочитой простотой изложения и использованием народных песен. Не потрудившись внимательно изучить содержание используемых народных песен, отрицая, по существу, программность музыки, выставив под заголовком своей симфонии Пасторальная, он в 10-й симфонии даже не пытается отразить дух нашей современной жизни. Творческий метод Эйгеса остался таким же формалистическим, каким был он у него и до постановления ЦК. ВКП(б) об опере Великая дружба. Композитор не только не воплощает в музыке каких-либо идей, а далек от программности музыки вообще. В результате, свойственный ему техницизм проявляется в 10-й симфонии в виде мозаичности, вариациозности, этюдности развития песенного материала, без какого-либо драматургического начала, и поэтому материал не получает симфонического развития. В целом симфония получилась абстрактной, отвлеченной. Полифония представлена лишь в виде школьно-академического сочетания двух тем в последней части симфонии. Особенно недопустимым является пренебрежительное отношение к содержанию, заложенному самим пародом в народные песни. Эйгес придает народным мелодиям в своей 10-й симфонии совершенно чуждую этим песням смысловую окраску, не считаясь о текстом, который с предельной ясностью раскрывает характер мелодии. Так, явно драматическую песню Мальчишка он трактует как шуточную и мелодию ее использует в скерцо, излагая в быстром движении и тем искажая смысловое содержание. Сложные лады, употребляемые в народном творчестве для характеристики трагедийных переживаний и ситуаций, Эйгес в одной из частей своей симфонии нарочито использует а диаметрально противоположном отношении. | Собрание отметило, что и в своей педагогической работе О. Эйгес искажает линию партии в вопросах советского музыкального искусства, внушая студентам формалистические взгляды. В своем заключительном слове О. Эйгес продолжал отстаивать формалистическую точку зрения на вопросы содержания и идейности музыкальных произведений. Общее собрание членов Свердловского Союза советских композиторов резко осудило О. Эйгеса за то, что он остался на чуждой советскому искусству формалистической позиции. Своим творчеством и публичными выступлениями О. Эйгес показал, что он придерживается враждебных социалистическому реализму принципов и в ряде вопросов обнаруживает свое политическое невежество и отсталость. Собрание сочло недопустимым в дальнейшем доверять О. Эйгесу преподавание в Уральской государственной консерватории таких важных дисциплин, как анализ музыкальных форм и сочинения, и руководство воспитательной работой студентов. |
|||
. |
||||
вернуться к музыке О.Эйгеса | ||||
вернуться на страницу композиторов | ||||
на главную | ||||