АРКАДИЙ РОВНЕР
рассказы: |
|||||||
ГЛОРИЯ |
|||||||
|
|||||||
|
Почитаемые когда-то цивилизованными эллинами, привыкшие к пению гимнов и к запахам всесожжений, а в наши дни тупого невежества оскорбленные пренебрежением, в женской стати своей остро уязвленные забвением, с божественной высоты не опускаясь до мести, сдерживая раздражение, досадуя на самих себя за обиду, они стали являться из океана, принимая вид сокрушительных ураганов с эпицентрами возле самых наших берегов, непостижимые, неумолимые, грозные, – Артемида, Ариадна, Медея, Гортензия... Впрочем, на берег они выходили редко, ограничиваясь предостережением и напоминанием. Появление богини на окраинах нашего убогого мирка – обморочных деревень и разворошенных, оглушённых бессмысленным грохотом урбанистических муравейников – возвещалось в первую очередь телевизионными зазывалами. Эти откормленные угрюмые боровы с плотоядным азартом в маленьких хищных глазках – много съедено мелкой плотвы и потоплено крупных соперников на пути к экрану! – насаживали червяка на крючок, закидывали леску в океан человеческой тупости, упоённо кричали, царапая слух и разбрызгивая слюну в лица телекоз и телебаранов: «Гортензия появилась у нашего берега! Окружённая вихрями, тучами, молниями, наделённая нечеловеческой мощью, богиня несётся на нас. Эпицентр её приближается к берегу со скоростью звука!» И начинались часы ожиданий, гаданий, расчетов, томительных вглядываний в темноту, в неизвестность. Вот богиня несется вдоль берега, закручивая вертушкой смерча скорлупки судёнышек, отрывая от берега пирсы, смывая деревья, ломая столбы с проводами, сплющивая сараи, ворочая крыши. Вот богиня замедлила свой стремительный бег. Вот она удалилась от берега, нерешительно замерла. Повернула на юг. Повернула на запад. Остановилась. Снова тронулась с места. Куда? Жители побережья напряженно выцеживали фосфоресцирующие новости из синюшечных экранов, дожидаясь развоплощения грозной Гортензии, растворения её в утренней зге океанских пространств, чтобы вернуться к привычному обмороку суеты и самодовольства. О, это легковесное ощущение безнаказанности, защищенности от напастей, эта уверенность, что ураган пронесётся стороной и сегодня, и завтра, и вечно. Так год за годом весной и осенью стороной проносило Артемиду, Ариадну, Медею, Гортензию. Землетрясением там разрушило город, здесь от таинственной эпидемии вымерла целая провинция, потерял управление самолет и унёс с собой сотни жизней – другие расплачивались, метрополии же всё время сходило. Внимательные жители побережья заметили: богини избегали прямого и сокрушительного удара, кружили и медлили, как бы раздумывая, сомневаясь, и наконец уходили. Пробовали понять: почему? Провожали богинь внимательным вздохом облегчения. И опять легкомысленно возвращались к привычному: обмороку и порокам. Так было всегда – до неистовой Глории. Тысячелетиями копившееся раздражение больше сдерживаться не желало. Досада на тусклый бездарный бедлам, на слепое кощунство зарвавшихся неучей, наконец, отвращение к их довольству собой прорвалось страшным вихрем, потоками ливня, громами, молниями от горизонта до горизонта и кромешною тьмою. Мощной напруженной мышцей, раскинув широкие крылья, Глория без колебаний летела на город, расшвыривая на пути пустые коробки прибрежных гостиниц, жестянки фабричных перегородок, трубы электростанций, высоковольтные конусы. В полдень город накрыла тьма: стало трудно дышать – для судорожного вздоха не хватало воздуха, а между тем и воздух, и предметы вокруг были насыщены электричеством. На улицах не было никого: даже бродяги, эти одичалые городские крысы, копошащиеся под навесами и в нишах, облепившие собою все лавочки в скверах и парках, все незапертые подъезды и подворотни, – даже они предпочли спрятаться в отведенных им убежищах. Вдруг ударило ветром: закружились и понеслись коридорами улиц какие-то ящики, ветки, отломанные от полумертвых деревьев, обрывки газет, шляпы, уличный хлам. Взметнувшись, все летело, исчезая над крышами. И вот уже мощные вихри закружились по городу: лопались, как пузыри, витринные стёкла отелей и магазинов, рвались дверцы из петель, бились полуоторванные ставни, отслаивались от крыш листы жести, высокие шпили раскачивались на башнях. Но это была не богиня, а её вестницы: мстительные и жестокие Эринии хищными птицами кружили над городскими кварталами, отыскивая жертвы. Уязвимей всего были окна. Все имеющиеся ставни были заперты и туго закручены болтами. Веранды были забиты, заставлены старой мебелью, двери завешены гардинами, плотными одеялами, окна заставлены тяжелыми плотными щитами. Окна были уязвимой пятой – никто не выглядывал из окон. Залив пригороды и разорив городские окраины – прибежища богатых – перехлестнувшими искусственные преграждения океанскими шквалами, Глория в окружении покорных ей духов вступила в оцепенелый, оглушённый, обезумевший город. Перед ней шла стена всесокрушающих подручных стихий: воды, ветра, ужаса, тьмы, грома, молний, землетрясений, которых не могли вынести человеческие глаз и ухо. Люди стали лилипутами, попрятавшимися в маленьких хрупких коробочках, нагромождённых одна на другую, дрожали в неизвестности. Порванные электрические провода оборвали связь с их телепастырями, и потому никто не знал, что делать. Никто из притаившихся не мог и подумать о том, чтобы выйти Глории навстречу. Никто не отважился кинуть клич среди молодых и бесстрашных, потому что все отлично знали: герои и полубоги давно уже не живут среди людей. Просить же помощи у иных божеств также никто не умел, а те, кто ещё по привычке молился, бормотали свои молитвы автоматически, и молитвы их не имели веса и смысла. Глория между тем уже шествовала по городу, простертому перед ней, дрожащему мелкой бессильной дрожью, агонией крысы. Однако в расчёты её, видимо, не входило полное уничтожение крысятника. Позже рассказывали, что два-три обитателя верхних этажей небоскребов видели из своих окон – перед тем как загородили их кухонными столами – нечто чудесное: облик теряющейся в грозовом тумане гигантской женской фигуры, перешагивающей стоэтажные башни, как разбросанные детские игрушки. Далее, по словам очевидцев, фигура эта остановилась на центральной площади и выпустила из-под себя могучую струю, после чего как ни в чём не бывало двинулась дальше. Но чего только не привидится в ураган людям с воображением на верхних этажах небоскрёбов, которые, как известно, раскачиваются и в обычную ветреную погоду! Глория покинула город так же стремительно, как и пришла в него. Схлынула с улиц вода, стало светлее. Ветер стих, ливень неожиданно кончился. Некоторые смельчаки выглянули на улицу, стали осматриваться. Меньше всего пострадали центральные районы, где смерчем вырыло огромную, наполненную до краев воронку естественного резервуара, вода в котором обладала, как вскоре выяснилось, галлюциногенными свойствами. Впрочем, это тоже могло быть плодом досужих фантазий и пустых слухов. Хуже всего пришлось городским окраинам. Сплющило несколько десятков легких строений: гаражей и сараев. Сбило в кучи автомобили и грузовики, многие из которых лежали на боку или вверх колесами. Вырвало с корнем деревья. Глория отступила, но многие еще долго не решались выходить из квартир, разбаррикадировать окна. В людях появилась какая-то пришибленность, будто они неожиданно забыли что-то важное, что заставляло их годами носиться по кругу. Другие же, напротив, совсем распоясались и уже никого не стеснялись. Некоторые утверждали, что за всем происшедшим стояла вовсе не жажда мести и расплаты, а простой каприз, божественный произвол, за который боги ни перед кем не подотчётны. |
||||||
Нью-Йорк, 1987 г | |||||||
вернуться на страницу поэтов | |||||||
|
|||||||
Аркадий
Ровнер. Родился
в 1940-м, в Одессе, окончил
философский факультет МГУ (1959-1965). В начале 1970-х работал в
Институте информации Академии Общественных наук. В 1973 эмигрировал в
США; жена Виктория Андреева и сын присоединились к нему в Вашингтоне
годом позже. В 1970-х и 1980-х годах учился в докторантуре Колумбийского
университета в Нью-Йорке, преподавал в Нью-Йоркском университете и в
Новой школе социальных исследований. С 1977 издавал в Нью-Йорке двуязычный религиозно-философский и литературный журнал "Гнозис" (последний, 12-й, номер вышел в Москве в 2006-м). В 1981-1982 выпустил в Нью-Йорке двуязычную двухтомную "Антологию Гнозиса", собравшую в себе российскую и американскую прозу, поэзию, эссеистику, живопись, графику, фотографию. Автор книг "Гости из области" (1975 и 1991), "Третья культура" (1996), "Весёлые сумасшедшие" (1997 и 2001), "Школа состояний" (1999), "Будда и Дегтярёв" (1999), "Ход королём" (1999), "Путешествие МУТО по Руси" (2002), "Гурджиев и Успенский" (2002) и других, а также двух вышедших в Москве сборников стихотворений: "Этажи Гадеса" (1992) и "Рим и Лев" (2002). В 2006 году в издательстве "Номос" вышли роман "Небесные селения" и собрание рассказов "Пеленание предка". |
|||||||