АРКАДИЙ ДРАГОМОЩЕНКО |
См. его публикации |
|
ХОЛОДНЕЕ ЛЬДА, ТВЕРЖЕ КАМНЯ |
||
Через час Диких лежал на матрасе. На полу перед ним стоял телевизор. На экране плыло облако, которое плыло за окном, проплывавшем по стеариновой плоскости стекла, коснеющего в пределах допущенного перемещения представлений. У двери на полу звонил телефон. Диких на звонок не оборачивался. Я тоже не обернулся, я думал об университете и вселенной. Отец Лоб внимательно следил за фотографией и за тем, как на ней разворачивается действие. Он водил пальцем, шевелил губами и иногда неслышно, про себя, восклицал не особо внятные для кого-либо из окружающих слова. Карл уходил дальше по пустыне, умещавшейся в невообразимо тонком прикосновении иглы или числа (идеальная пустыня располагается всегда позади), и его тело, распростертое на пропотевшей простыне, которую никто ему не менял, наверное, месяца два кряду, иногда передергивала невесомая судорога. “Над ним идут облака, - сказал Отец Лоб. - Что-то в нем покуда еще связано с чем-то”, - сказал он спустя время. Мы говорили о поэзии по той причине, что в ней уже не было ничего связанного ни с чем, она представала чистой областью разреженной отвлеченности. Границы ее пульсировали, но за ними ничто не обретало очертаний. Облака опускались к склонам. Говорить о поэзии было занятием, исполненным глубокого значения по той причине, что смысл ее ее никоим образом не переходил ни в какое действие, пульсировавшее ее границами. Белые облака неслись с грозной силой по ослепительно синему небу. Мы завороженно смотрели на картинку. Она укрупнялась. Зерно ее разрасталось, в поры радостного, как узнавание, разрушения проникали споры других изображений, принимавшихся рассеивать возможные облики, но то, что должно было за ними следовать, заведомо отставало. В отмытом промежутке Кирпичный переулок словно вымер от зноя. Резкий, нестерпимый свет заливал каждую выбоину на стенах и трещину на асфальте. Из стен и мостовой росла белая трава. Мы увидели, как Диких увидел себя, идущего по переулку. Потом он стал тем, кто шел. Пользы в том не было никакой. Он шел к окну, где тогда сидел ребенок; нет, не ребенок, - разобрать что к чему было довольно трудно, - да, урод, старик... нет, не старик, но, скорее, ребенок. Окно было закрыто. В зеркальных стеклах стремительно летели те же облака по темному от зноя небу. Диких наклонился к стеклам и сквозь ожившие потеки синевы стал медленно различать внутренность комнаты. Она была уставлена коробками, подле второго окна на штативе стояла видеокамера. На матрасе у стены кто-то лежал. Перед лежавшим стоял телевизор. На экране стремительно падали облака, за которыми восходило в упоительную темную бездну небо. - Тебе никогда не узнать, сколько гитик умеет наука, - послышался голос. - Это Карл, предположил Отец Лоб. Я не ответил. Построение каждой поэтической конструкции есть создание прецизионной механики восприятия некоего явления, называемого поэзией, располагающейся в области реального. Она - органы, разворачиваемые вовне. Голос рассудительно продолжал: - В наши дни, когда время затаились в домах, как песок после урагана, изнемогая во снах, я тоже хочу ответить на вопрос о состоянии оконных рам, городского транспорта и миграциях водорослей. Я также ставлю вопрос об изменении маршрутов птиц, но я не знаю, где мои, а где не мои ответы. Важно также понять, чем отличаются деньги от, например, слов или мяса. В комнате за окном зазвонил телефон. Лежавший на наших глазах протянул руку к трубке. - Не подымай, - произнес Диких и проснулся от звука собственного голоса. Мы молчали. По его лицу тек пот. На экране телевизора мерцал “снег”. Кассета кончилась. Диких поднялся с матраса, подошел к кухонному шкафчику, открыл дверцы. Под самый верх там лежали плотно уложенные пачки купюр. Диких открыл коробку. В ней тоже оказались деньги. - В итоге удовольствие исключает возможность радоваться, - сказал Диких и ухмыльнулся пробежавшему по квартире эхо. Это моя квартира, сказал я. Мне не нравится, когда кто-либо забирается в мою квартиру без моего ведома. Отец Лоб, глядя вниз на Сенную, нахмурился, но не нашелся что сказать. В медленном удвоении наших образов во времени я распознавал неясную во многом, но определенно знакомую мысль о том, что нет ни одного действия, которое возможно было бы рассматривать как даже частично лишенное значения. Как бы нелепо оно ни было, ни казалось, какими бы чудовищными по своей невразумительности причинами (причины также являются одним из факторов якобы должных лишить действие его очевидности), оно в мгновение ока наполняется смыслом, подобно щепкам, попадающим в поток воды и тот же миг принимающим его направление, его скорость, под стать слову, которое обречено на restitutio omnium в миг собственного явления. Возможно предположить мгновение возникновения “первого” слова, возникновения до “всех возможных дальнейших”, но тогда вполне вероятно допустить также, что оно содержит значения всех будущих либо отсутствие будущего как такового, так как совершенно в своей воображаемой пустоте. Идея слова, которое ничего не значит, которое не является ничем, даже самим собою, подобно идее универсального языка не покидала умы никогда. История знает достаточно безумных по своей безудержности усилий, направленных на поиски и извлечение такого пустого слова. Оно не возможно. Пессимизм по всей линии. Игра ужаса и надежды. Мы всегда приходим в назначенный пункт, невзирая на то, что опыт обманчиво обещает его отсутствие. Но и оно невозможно. Об этом множество исполненных меланхолии сказаний, и лишь детские сны не поддаются этому знанию до поры до времени. Angelus Nоuvo. Он снова подошел к окну. Окна глядели на Фонтанку. Вскоре ледяной, перистый камень ступеней возвратит шепоты, шелест, и свет, лучащийся между водою и небом. Там поодаль кусты, шелушащиеся тяжестью решетки, горечь во рту и рассвет, как фигура испорченной речи. Внизу, покрытый грязным брезентом, качался его катер. Последующую часть ночи Диких занимался тем, что разрезал ножом веревки на коробках. В каждой коробке были сложены деньги. Деньги он сносил на кухню, потом, передумав, нес обратно. Меня не было. Я не мог помочь ему избежать распространненого заблуждения. “Нет, конечно, - сказал Отец Лоб, - ты не мог этого сделать”. “Но, почему?” - удивился я. - “Потому что ты был занят Танталом”. |
||