ЭДУАРД ШУЛЬМАН

 

 

 

 

 

 

кратко о творческих результатах

Малая проза из трех книг

Перекидной календарь (по Эдуарду Шульману 2008):

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Перекидной календарь (по Эдуарду Шульману 2009):

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

   
 

Интервью с Эдуардом Шульманом

 журналистки Ирины Семёновой

для издания "Экслибрис"

   

ДВадцатый век

                                                            п

                                                                                     о

                                                                                         ш

                                                                                             ё

                                                                                                  л

 на пенсию

 
     
     

Эта книга о прошлом. О том, что прошло.

 

Прошло? спрашивал Лев Николаевич Толстой. - Что прошло? Изменило форму, а не прошло. Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себя выдуманными государственными пользами, нам всё станет ясно.

  

Ушедшее, сжатое, как обручем, годовыми кольцами, представляет правителя и народ, мудреца и обывателя, поэта и деятеля, палача и жертву. По жанру байки и анекдоты, по сути популярная историософия, то есть философия истории для такого читателя, который хотел бы понять, в какую занимательную историю мы попали.

   
         

Двадцатый век пошёл на пенсию

И пишет автобиографию.

Шагает Преснею

С лихою песнею,

С Эйнштейном, Чаплиным

И мафией.

       
       

Эдуард Шульман

     
               
         

Перекидной календарь

       
     

В 1922 году Анна Андреевна Ахматова написала:

 

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
     Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

 

Прошло двадцать лет. В Ташкенте, в эвакуации, повстречалась Анна Андреевна с польским художником, который после войны очутился в Париже и вспоминал: Ахматова говорила, как будто подшучивая над самыми печальными вещами, словно её страдания и страдания окружающих превысили меру и не могут обсуждаться всерьёз...

Вот, по слухам, любимый анекдот Анны Андреевны Ахматовой (в переложении Александра Моисеевича Володина из кинофильма "Старшая сестра"):

 

Тамерлан осадил один город. Послал гонцов, потребовал мешок золота. Дали. Ещё раз послал. Гонцы возвратились ни с чем: жители плачут, ничего больше нет. Ну, если плачут - найдут... И правда, собрали мешок. Тогда Тамерлан спрашивает:

- Какое там настроение?

- Пляшут, песни поют.

- А-а, раз так - значит, ничего не осталось.

   
                   
       

Здравствуй и прощай

     
         

3 сентября 1932 года  погиб Павел Трофимович Морозов

   
     

Ведь он что хотел? Чтоб папаша на стороне не гулял, в семейство бы воротился.

В другие времена мать либо попу пожаловалась, либо на производство. Батюшка, мол, Завком Завкомыч, направь моего на путь истинный, - ко всякой юбке, кобель, липнет. Окажи, батюшка, Божескую милость...

Да времена-то как раз переходные - от попа к профкому переходили. Ну и выпало Павлику в переходные сумерки пастырей замещать.

Сигналил вышестоящим организациям... 

Или они лежали? Сидели?

Нет, покамест только дрожали. Крались на цыпочках к собственной двери, и приплюснувшись профилем, зажавши сердце, как посторонний звук, улавливали шаги на лестничной клетке.

А Павлик-пионер сигналил, что папаша его, хоть и крестьянин-бедняк, а как глава сельсовета не в ту дуду дует... За политику-де похлеще взгреют! - мать с Павликом понадеялись. - Тихо засядет, носа не высунет!

Да время-то, говорю, переходное.

Против домашнего расчёта и вышло. Не в семью воротили - к Богу уволокли, "вышку" сердечному схлопотали. И Павлик-пионер руки на себя наложил  -  -  -

           

...По бережку носится, на вновь прибывающих виснет.

- Дяденьки, - кричит, - тётеньки!  Отца моего не видали? - К лодочнику подкатился. - Дедушка Харитон! Дедушка Харитон!

А старик последнюю монетку из-под щеки выгребает. За перевоз-то сам получал: денежку в рот пихали, будто в копилку...

- Отстань, - говорит, - мальчик! - Прокашлялся. - Сколько раз повторять: не Харитон я - не Щедрый, не Осыпающий милостями. Запомни ты, наконец: Харон моё имя. Сын Эреба и Ночи. Вот на песочке тут запиши: Харон. От слова "харе" - Прощай, значит, и Здравствуй.

А Павлик - своё:

- Тётеньки! Дяденьки! Дедушка Харитон!

 

***

 По сообщениям зарубежной печати, Павлик Морозов обнаружился в Англии. И тоже, вообразите, белорусского происхождения. Отсюда, кстати, вовсе не вытекает, что мы выступаем против белорусов вообще.

Нет, не выступаем! И вам не советуем.

Скажу больше: автор явился на свет в белорусском городе с женским именем Лида. И оба, допустим, Павлика - мои земляки. Только одни Морозовы подались на Урал, а другие - в Великобританию.

Пускай британский Павлик - little Paul - носит поэтическую фамилию Frost.. Отец его, согласно нашему допущению, встретил войну в городе Лида. И служил при немцах в полиции...

Ничего удивительного! Всё тайное, утверждает евангелист, становится явным. Дайте лишь срок.

И вот сроки исполнились. Газета публикует секретные документы: в Белоруссии было 500 тысяч партизан, а 700 тысяч сотрудничали с оккупантами. Такое соотношение привело к тому, что в Гродненской области, где и находится город Лида, из пятидесяти тысяч довоенных евреев остались в живых сто восемьдесят.

История с географией.  Гродно - в Западной Белоруссии. И 18-20 сентября 1939 года (польские части покинули город, а наши пока не вступили) разразился погром.

Может быть, родитель Павлика Фроста участвовал. В дальнейших акциях - несомненно...

Ушёл с немцами на Запад. Переселился в Англию. Из города Лида в город, допустим, Лидс. Занесён в список "военных преступников". Отрицал, возмущался, протестовал...

Да сынишка Павлик наткнулся по случаю на военные "фотки". Узнал отца. Потрясённый помчался в полицию...

Наверное, поступил правильно.

Но мы лично никакой радости не испытываем. Хотя в городе Лида вся наша парафия (по-московски - семья), от прадедушки до грудных младенцев (моих ровесников), исчезла с лица земли.

   
                   
       

Продолжение в тот же  день

     
           

Харонова ладья

       
         

 

3 сентября 1918 года  казнена Фанни Каплан

   
     

Урождённая Фаня Ефимовна Ройтман (по другим данным - Фейга Хаимовна Ройтблат).

Восемнадцати лет (1906-й год) то ли швыряла, то ли пыталась швырнуть бомбу. Присуждена к вечной каторге. Освободили после Февральской революции. Лечилась от туберкулёза...

На допросе будто бы заявила:

- Ни к какой партии не принадлежу.

- Почему стреляли в товарища Ленина?

- Считаю его предателем. Чем дольше живёт, тем дальше социализм.

- Кто вас послал?

- Я... - мгновенное замешательство, - я - лично от себя.

Примерно то же подтвердила в письменных показаниях:

 

1918 года, августа 30-го дня, 11 часов 30 минут вечера.

Я, Фаня Ефимовна Каплан, сегодня стреляла в Ленина. Стреляла по собственному желанию. Сколько раз выстрелила - не помню. Из какого револьвера - не скажу.  Стреляла потому, что считаю Ленина предателем революции и дальнейшее его существование подрывало веру в социализм. В чём это подрывание - объяснить не хочу.

 

За подробностями отсылаю вас к двухтомнику "Ленин", сочинение Д.А. Волкогонова. Глава называется "Выстрел Фанни Каплан?"  Обратите внимание: с вопросительным знаком. Главная загвоздка (есть и побочные): Фаня Ефимовна практически потеряла зрение.

Родилась на Украине. Четыре брата, три сестры. И покуда мотала срок, они тоже умотали.

В Америку...

А Фаня Каплан сослепу палила в Ленина. Ей-ейские умники  ("Еврейская энциклопедия", Иерусалим) даже не включили её в свой Пантеон. А здесь, на Родине, сама фамилия  Каплан  сделалась подозрительной.

 

Обнаружена Каплан Фаня Львовна с мужем и дочерью. - Или: - Со слов нашего информатора установлено, что А. Каплан - брат эсерки Каплан. На вопрос, от кого это известно, информатор отвечал, что слышал от жильцов. - Далее: - Каплан Владимир Натанович умер в тюрьме. Его сестра Флора Натановна этапирована...

 

Заканчиваю стихотворением Павлуши Каплана - моего шурина, молодого археолога, погибшего в экспедиции:

 

Когда меня на Страшный суд

на дрогах чёрных повезут,

когда Харонова ладья

причалит,

Грозный Судия

задаст вопросы мне прямые,

скажу в ответ:

Я жил в России.

 

 

Легенда

 

Эммануил Генрихович Казакевич начинал как поэт и писал по-еврейски. Добровольцем пошёл на фронт. Был солдатом. Командовал разведкой. Удостоен Сталинской премии за повесть "Звезда". Обруган за "Двое в степи". Снова схлопотал премию  - "Весна на Одере". Опять обругали ("Сердце друга").

Автор романа "Дом на площади", где, кроме прочего, изобразил перебежчика - офицера, ушедшего на Запад. В повести "Синяя тетрадь" (и в одноимённом кино) рядом с Лениным появился Зиновьев. В рассказе "Враги" - Мартов.

   
                   
       

Умер Казакевич

22 сентября 1962 года

     
       

 

По слухам, оставил дневник, сочинённый специально для органов.

Его вроде бы напечатали.

А другой - истинный, тайный - будто бы изъяли и уничтожили.

Историю, которую вам расскажу, слышал я от одного человека.

И склонен ему доверять. Впрочем, судите сами!

   
     

 

...наши - Прагу освободили. А там синагога. XIII  век. Идём, говорят, поглядим! Казакевич говорит... И пошли. А он по дороге разъяснительную работу ведёт.

Тут, дескать, чума была. Когда-то такое. Помирал народ. Прямо пачками. И основное - детишки. Ну, взрослые - ладно, за грехи. А малолетки-то чем провинились?

Вот и решили узнать, что там на небесах думают. А как узнаешь? Оказывается, есть способ. Только стемнеет - невинные души к Богу летят, а на рассвете - обратно под холмик. И если такую душу поймать - - -

А главным раввином в Праге был известный мудрец. Историческое лицо. Большая голова. И чтоб душу невинную изловить, придумал он Голема. Руки, ноги - всё при нём. Громадная сила. Но без души, без соображения. Что ни прикажешь - выполнит...

И Голем ребёночка приволок.

- Ну что там? - раввин спрашивает. - Как там на небе? Что слышно?

- Не знаю, - трясётся ребёночек, - я маленький. - Зубами от холода клацает.

- Но что говорят там?

- А говорят там: горбун... горбун, говорят, горбун!.. И ничего больше не понял я. Ох, отпустите, ребе! Второй раз помираю...

А был тот горбун - любимый раввина ученик. И пошли ребе с Големом к горбуну.

Ночь. По улицам топают. Луна. И тень от Голема на камнях, на европейской звонкой брусчатке. По тем улицам и шагали, где Казакевич с солдатами... Миновали заставу. Поле. Темень. Луна прикрылась. Трава шелестит да тучки шушукаются.

Видят - хибарка. От песен шатается, от музыки. От шума и смеха. Женщины хохочут заливисто, как мать-природа их научила. Совершенно ненатурально качаются... Ну и кидаешься на неё!..

- Стой! - ребе командует.

"Бац!" - Голем по двери.

Не отпирают. Только пуще веселье идёт.

- Ломай!

А Голему что? Пнул, и вошли. И стоят на пороге.

Как наш участковый.

Мы когда в коммунальной квартире обитали, на родной улице, - к соседке ходил. А у неё дочка. Подрастает. И жилплощадь - три на три...

Ну, походил-походил, бросил. Ездить далёко стало. А то, полагаю, чином повысили. И начальство пальчиком - стук да бряк. Мол, жена твоя заглянула. Жалуется капитанша на личную жизнь...

И вдруг звонят ему. Дом такой-то, квартира такая-то. Корпус третий, подъезд второй...

И что же с порога он наблюдает? Догадались, да? Она самая. Коммунальная дочка. Что в светёлке той расцветала. И наглая какая! Негр из холодильника шампанское - дёрг... плечики ей поливает. Ах, она жмётся, щёкотно! Не щекотите, Бобик!.. 

Да-а, участковый думает, куда-а матери!

- Так вот что ты делаешь! - ребе сказал. - Когда умирают дети, наполнил дом свой блудницами и срамом. Из-за тебя гибнет народ, а ты пьёшь, гуляешь и веселишься!

- Ребе! - сказал горбун. - Вы же знаете лучше меня, что ничего этого нет. Есть только убогая хибарка с земляным полом и худой крышей... А всё прочее, - и обвёл рукой пиршество, - игра воображения.

Я горбун, сказал горбун. Я горбун, ребе! И женщины придут ко мне только в мечтах. Неужто и мечтать мне заказано?

Бог весть, в чём виноват горбун...

Меня поражает, за что покарали целый народ, - за помыслы. Не за действия и поступки, - за помыслы одного несчастного...

Игра воображения... грёзы...

А может, была какая-то - настоящая, которую он любил. Ну, дочка ребе, к примеру. Дочь учителя, чтоб далеко не ходить. И встречались, скажу, за обедом. И горбун видел отвращение на прекрасном лице. И ночью превращал возлюбленную свою в блудницу, чтобы прилетала весёлая  и без одежд.

Но ведь в мечтах. Только в мечтах, ребе! Всего лишь в мечтах...

И горбуна убили. И дочь ребе была последняя, кто умер в городе от чумы.

А Казакевич с солдатами уже подошли к синагоге. Немцы её не тронули. Они исторические памятники сохраняли. Мало ли, пригодится. Под музей, блин, исчезнувшего народа...

И добрые люди, на глазах Казакевича, царапали на древних камнях имена погибших. Которые ушли в небо через трубу. Или сами кинулись на проволоку. Или были загрызены собаками. Из них сделали мыло, по анекдоту, и даже обмылочка не осталось.

Что такое "репрессия" и "реабилитация" помните?

Репрессия - это берут еврея и пускают на мыло. А реабилитация - наоборот...

К Казакевичу и военным спустился служка. Тоже легко сказать. Где он прятался шесть веков, с тридцать девятого года по сорок пятый?.. Но вот, спускается. Ногу увечную тянет, ключами гремит...

Желаете осмотреть?

Желают. Осматривают. Служка на кладбище вывел. Всё опять-таки в целости. Немцы в могилах не колупались. Зачем? Оно для музея как раз...

- Ну вот, господа, - служка говорит, - я всё показал.

- А глина? - они говорят.

- Какая глина?

- Та самая, - говорят, - из которой Голем...

Нас, извини-подвинься, не проведёшь, от Ивана не скроешься. И давай бросим Ваньку валять!  Он тридевять земель пешком отмахал... Отпирай чердак, служка!

- Это место заповедное, - служка говорит. - Прах Голема - он ведь несчастье приносит.

- Знаем, слыхали... Вот на эту глину охота нам посмотреть.

- Туда немецкие офицеры даже не поднимались...

- Тоже сравнил... - Хохочут.

- Господа, - служка сказал, - может быть, вы не поняли, но кто войдёт в то помещение,  с ним случится беда.

- Давай, давай! - поощряют.

Служка связку извлёк, встряхнул. Руки дрожат.

- Вот, - говорит, - идите. Сами, - говорит, - управляйтесь. - И ключик им отделяет.

А они берут. И пошли, пошли...

 

                                                        А Казакевич

                                                                     остался.

 

Остался, говорю, Эма Казакевич вместе со служкой. Что-то там бормотал, лихой и отважный...

А те пошли.

И вот уже с чердака назад. Друга хорошего на руках несут. Поскользнулся, видишь, да ногу сломал.

И служка над ним головой качает. С вековечною мудростью, с терпеливостью. И ключи твёрдой рукою забрал. Вздыхая, по лестнице пробирается и потайную дверь на замок замыкает.

   
                   
       

Заглавие под конец

     
                   
     

Когда  "третья волна" эмиграции окатила Америку, там решили подразобраться, что за русские к ним пожаловали. И как положено по науке, произвели, говорят, социологическое обследование. Составили, надо думать, анкетку с разными любопытными пунктами. И в частности, спрашивают:

 

Если, извините, сложилась конфликтная ситуация, Вы предпочитаете что: 1) бороться до конца? 2) достичь компромисса? 3) уступить?

 

Ну и отвечай по принципу - "ненужное зачеркнуть". 

И что ж оказалось лишним для бывших наших сограждан, что сидели с нами за одной партой, избирали темой для сочинения "Образ Павки Корчагина", сдавали зачёт по "научному изму", получали отгул за прогулки с народной дружиной?

Ведь если честно, русские-то они русские, однако евреи. Древний народ. Пускай по-библейски "жестоковыйный", то бишь "упрямый", да в смысле гибкости - хорошо тренированный. Что мировой, что отечественной историей...

 

Наше племя очень дрессированное, - писал Эренбург. - Мы видали девятьсот пленений.

 

Но с детства громившие соглашателей-оппортунистов, новые эмигранты презрительно отвергли отступление с компромиссом. Зато в подавляющем большинстве утвердились на пункте "раз" - борьба до конца.

Вот это наше боевое, рыцарское качество и окрестили в Америке

   
                   
       

Комплекс  Корчагина

     
                   
         

13(26) сентября 1904 года

родился Николай Алексеевич Островский

автор сакрального текста

"Как закалялась сталь"

 

       
         

Продолжение через  день

       
                   
         

Два ангела на двух велосипедах

       
                   
       

Считая, что он молится

И думает за всех...

   
     

Дело происходит в Литинституте на поэтическом семинаре Михаила Аркадьевича С.  Место действия - актовый зал. На сцене, за спиной С., - трибуна. Висят какие-то, многолетней давности, кумачи.

Из присутствующих отмечу дежурного... или как оно называлось? В  общем, каждый участник семинара, по очереди, обязан вести журнал и фиксировать, так сказать, событийную сторону: кого обсуждают, какие суждения...

Вот он-то - по нашей терминологии - дежурный. В таковом звании его и оставим. Разве что с прописной буквы. Хотя помним, конечно, фамилию, знаем паспортные данные и псевдоним.

Даже виделись лично... по телевизору... когда бывший Дежурный...

Да нет, хороший парень! Столичный житель, выдававший себя за одессита и остряка. И мы уж полжизни бережём некую шутку, которую надеемся употребить. Бывало спросишь покойного: "Ну, что новенького?" Ответ: "Шнурки от ботинок".

Вот этот самый Шнурки от Ботинок...

Но прервёмся на краткий миг. Сейчас появится С.А. - Современный Автор, две строчки которого выставлены в эпиграфе. А покуда позволим себе предварительное замечание.

В эпоху, скажем, недоиздания Джойса и переиздания Пруста некоторые обучались литмастерству по "Разгрому" Фадеева. Там один герой - Морозка, другой - Метелица, но спутать их совершенно немыслимо. Имеется ещё командир с неудобопроизносимой фамилией (так, среди полезных сельскохозяйственных угодий встречаются "неудобья") и его помощник Бакланов, подражающий своему кумиру. 

Тот, из-за ранения, не в состоянии вертеть шеей - разворачивается всем корпусом. Ну и Бакланов то же. И с большим литературным мастерством в романе объявлено: внешние-де замашки отпадут, а суть переймётся.

Говорят, человек - прообраз Бакланова из "Разгрома" - сделался скульптором. И очутился на Колыме. Заодно с неудобным командиром, который загнулся в военном году... то бишь его загнули, чтоб чересчур не радовался немецким победам.

Смекаете, да? Он - красный партизан и представитель неудобья - симпатизировал Гитлеру!

И это не менее (и не более!) удивительно, чем судьба Бакланова-прототипа. Который чего-то там изваял. И шибко прославился. Схлопотал премию. Плюс обратный билет в Европейскую Россию...

Да местные бедолаги нагрянули к нему в мастерскую аккурат накануне отъезда.

Но памятник, по слухам, остался. В Магадане или в Норильске. В Находке или в Совгавани. В Сучане на Суковом болоте...

Там стоит человек с   несгибаемой шеей.

О ней-то и пойдёт речь. Шея у С. была худая и длинная. Когда со временем - на короткий срок - он сделался местной правдой и совестью, изумлённому глазу с внезапностью открывалось, до чего ж она, наша правда, картавая да кривая. С утиной головкой на лебединой шее.

Но пора уж впустить С.А. - Современного Автора. Вот он - по контрасту - двухметрового роста с жидкими глазами прибалта. И едва отворил дверь, - нельзя ли, спрашивает, почитать?

- Валяйте! - сказал С.

Вполне возможно (а нам и желательно), чтоб это свершилось в тот день, когда на доске объявлений вывесили приказ об отчислении Современного Автора из института.

За непосещение.

А он возьми да и посети!

Для полного эффекта тут бы и полный зал. Да не было! Так, редкими шашечками (если снимать с верхней точки). А впереди - по первой горизонтали - С., С.А. (Современный Автор) и покойный Шнурки от Ботинок. Этих - лучше "с пупа". Общим планом. Наездом через наплыв И конечно, синхронно, в прямом эфире.

То, что на телевидении именуется "текст", отыщете вы в каком-нибудь сборнике Современного Автора. "Зрительный ряд" - две головы и две шеи, связанные между собой законом "Разгрома": С. - за неудобного командира, а Шнурки от Ботинок - в роли Бакланова.

И вот, покуда длилось стихотворение или, в нашем телесюжете, "дикторский текст", Шнурки от Ботинок наклонялся вперёд, а голова С. падала набок до горизонтального положения, и он  предложил Современному Автору, окликая его по имени:

- Хотите, я сделаю вам стишок?

Нет (вразрядку), стихотворение.

А "стишок", - так позволяла  себе Анна Андреевна Ахматова, которая  кстати  (или некстати)  говорила об С.: 

- Я понимаю, почему вас все любят.

Современный Автор тоже, вероятно, любил. Однако же кивнул удручённо.

С. попросил читать медленно, смолкая после каждой строфы. И в паузе выносил приговор (вразрядку)не надо

Нам понадобилось четверть века, чтобы почитание С. сменилось почтением к Современному Автору.

- О! - вдруг сказал С.

У него между прочим был сосед с неудобной фамилией. Однажды, передавал Шнурки от Ботинок, сосед прибегает с потрясающей новостью: в полночь Спасская башня  бьёт одиннадцать раз.

- А в полдень? - спросил С.

- В полдень не знаю, а в полночь - одиннадцать!

Идут проверять. Визуально очень изобразительно. Главная площадь, глянец булыжника... Неудобная фамилия задирает голову, С. кладёт на плечо. "Бам!" - бьют часы. "О!" - говорит фамилия. "Бам!" - бьют часы. "Раз!" - говорит фамилия... Словом, прослушав двенадцать строф, С. дважды воскликнул: о!

Мы были счастливы. Шнурки от Ботинок скрёбал пёрышком, заполняя журнал.

 

Считая, что он молится

И думает за всех,

Несли эвенки малицы,

Несли  (та-та)  и мех.

А что он мог  (та-та, та-та),

Божишко небольшой

С  (та-та-та)  деревянною,

Источенной душой.

 

Вот всё, что оставил С. от работы С.А. (Современного Автора).

- Знаете, Михаил Аркадьевич, - вздохнул тот, - мне очень нравится ваше последнее стихотворение. В нём, если не ошибаюсь, десять строф, но я бы, с вашего разрешение, малость подсократил.

- Валяйте! - сказал С.

И Современный Автор прочёл:

 

Как мальчики, мечтая о победах,

Умчались в неизвестные края

Два ангела на двух велосипедах -

Любовь моя и молодость моя.

Не бойся старости! (Тара-тата) пустое,

(Тара-тара-тата) водоворот.

И смерть к тебе (тара-тата) простою,

Застенчивою девочкой придёт.

 

- И всё? - спросил С.

- Ага, - сказал Современный Автор.

И оба они засмеялись.

   
                   
     

Михаил Аркадьевич Светлов скончался в Москве

   
         

28 сентября 1964 года

       
         

 

   
     

Продолжение в тот же  день

по старому стилю

 

   
     

Средь шумного бала

   
               
     

Писатель Дмитрий Васильевич Григорович вспоминал о графине Толстой, жене графа Алексея Константиновича, поэта. Она - урождённая Бахметьева. Из разорённого семейства. Мать старалась не только сбыть дочку, но и продать не без выгоды. Познакомила с  князем, который сделал ребёнка.

Брат вступился за честь сестры, вызвал князя на дуэль и погиб.

Бахметьева вышла за Миллера, страстно влюблённого. Да она-то терпеть его не могла, скоро бросила.

Бежала с Григоровичем. Он впервые, по тогдашнему термину, употребил её на качелях. В пути, на железной дороге,  употреблялись (вразрядку) до изнеможения. Она была необыкновенно пылкая и страшно возбуждалась в тряском вагоне. 

Напросились в гости к помещику Нечаеву. У него шесть дочерей от разных жён. И всех своих девочек лишил он невинности. Хоть справа налево, хоть слева направо, - лишил...

Поодиночке и парами каждую ночь девушки пробирались к Григоровичу.

Мать, последняя супруга Нечаева, жила с лакеем. Дочки скопом подглядывали и передавали. Фамилия лакея - Солдатов. Барыня укладывалась в постель, а он навытяжку дежурил в дверях.

- Ну, боец, раздевайся! Ложись!.. Пошёл вон!..

Младшее чадо выдал Нечаев замуж, подпоив будущего мужа: невеста - на четвёртом месяце и как бы чего не вышло... пронюхает губернатор, то, сё...

Дочка кончилась родами и, умирая, целовала папу Нечаева.

- За долгую жизнь, - говорит Григорович, - наблюдал я много подобного и бесподобного. И должен заметить: дочки-любовницы прямо-таки обожают отцов-растлителей... чувствуют необыкновенную привязанность.

Сёстры Нечаевы буквально не отпускали Григоровича, и госпожа Миллер покинула его. Когда он вернулся, она, расслабленная и томная, лежала у себя в Бахметьевке на диване. Подле, на низенькой табуреточке, коленками упершись в подбородок, примостился граф Алексей Константинович Толстой, держал любимую за руку и читал стихи:

 

                                      Средь шумного бала, случайно,

                                             В тревоге мирской суеты,

                                             Тебя я увидел, но тайна

                                             Твои покрывала черты.

   
     

 

Примечания:

 

 

 

   
     

 

Стихотворение Средь шумного бала опубликовано в журнале Отечественные записки, 1856, № 5. Обращено к Софье Андреевне Миллер, будущей жене поэта. Жених - Алексей Константинович Толстой - познакомился с нею в декабре 1850 года (или в начале пятьдесят первого) на маскараде в Петербурге.

Впоследствии Пётр Ильич Чайковский положил эти стихи на музыку.

Не странно ли, что самый, наверное, проникновенный романс о любви к женщине сочинил композитор, избегавший слабый пол, боявшийся тётенек хуже смерти... Дело, быть может, отчасти в том, что любимый адресат в тексте Толстого не имеет, так сказать, половых признаков, не принадлежит по грамматике ни к мужскому, ни к женскому роду.

 

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

 

Историю Григоровича зафиксировал Алексей Сергеевич Суворин (1834 -1912) - издатель и журналист, малость свихнувшийся на женской неверности и коварстве.

Молодая жена Суворина погибла в результате двойного самоубийства - своего и любовника (который по уговору выстрелил в неё). А Суворин - ни сном, ни духом. Не подозревал, не догадывался... И дневник его - полный свод антиженских баек и случаев.

В пьесе, например, нравится ему реплика: Медовый месяц один, а бедовых много. Или:

 

Некто приехал в Питер, остановился в гостинице, встретил знакомую из провинции. Спустя несколько дней она приглашает его. Приходит. Дамы, кавалеры. Пьют чай, пирожные, шампанское. После ужина дамы явились голые.

 

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моём сердце звучит.

 

Разговоры о том, - пишет Суворин, - как хорошо и весело живётся кокоткам и вообще женщинам, которые ничем не стесняются. Какие у них наряды, какие бриллианты, какие рысаки, сколько поклонников. Мужчины любят именно таких женщин. Это, дескать, и есть настоящее счастье.

 

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

И вижу печальные очи,

И слышу весёлую речь.

 

...Офицер женится. Вдруг получает анонимное письмо: мол, жена ездит в бани к любовнику, туда-то, в такие-то часы. Отправляется. Просит соседний номер. Дают. Не раздевается. Слышит голос жены и незнакомый мужской. Стучит. Нарочно басом, сквозь кашель я, - говорит, - ламповщик, пустите газ поправить. Ему отворяют... Остальное можно вообразить.

 

И грустно так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

 

 

   
     

 

 

 

 

 

   
      Граф Алексей Константинович Толстой    
         

умер

       
         

28 сентября (10 октября) 1875 года

       
         

от передозировки морфия

       
     

Графиня Софья Андреевна Бахметьева-Миллер-Толстая

   
         

дожила до 1892-го

       
                   
         

Алексею Сергеевичу Суворину

отмерено, как и Григоровичу,

78 лет

       
     

Он был настоящий журналист и мальчишкой мечтал проникнуть в острог, дабы колодники рассказали ему свои истории, а он бы потом напечатал...

Все  сыновья Суворина, кто в молодых годах, кто в глубокой старости, добровольно ушли из жизни.

Младшая дочь при советской власти погибла в тюрьме.

   
  вернуться на страницу поэтов        

в начало

   
           

на главную

   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
     

В издательстве  Арт Хаус медиа вышли ТРИ книги Эдуарда Шульмана: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ роман Полежаев и Бибиков,  сборник повестей и рассказов Новое неожиданное происшествие И БЕЛЛЕТРИСТИКА С ЭССЕИСТИКОЙ ЕВРЕЙ ИВАНЫЧ - ИСТОРИЯ СЕМЬИ И СТРАНЫ.

 

Справка из Интернета

Эдуард Шульман родился в 1936 г. в Минске. С 1944-го живет в Москве. В 1962-м окончил творческий вуз. При советской власти обнародовал три расскаа (в журналах Юность, "Знамя" и "Неман", псевдоним - Эд. Шухмин). Под тем же псевдонимом (и под псевдонимом Игорь Секретарев) -  в журналах "Континент" (Париж), "22" (Израиль). При гласности и перестройке - за собственной подписью издавался в России и за рубежом (Израиль, Франция, Германия, Швейцария, США). Как прозаик, критик, эссеист - в толстой и тонкой периодике: "Огонек", "Октябрь", "Дружба народов", "Знамя", Иностранная литература, Итоги, Лехаим Победитель сетевого конкурса "ТЕНЕТА-98" (номинация "отдельный рассказ"). Две книги переведены на французский.  

   
                   
           

в начало

   
                   
                   
                   
                   
                   
Сайт управляется системой uCoz