Борис Шапиро

Становление художника

Почему мне не нравится памятник жертвам холокоста в Берлине?

Europa und Russland.  Kann man ihre Gesellschaftssysteme vergleichen?

Der weg hinaus

Корабль и ковчег

Строчка из песни

Die Stimmen

Autobiographische skizze

Ein tropfen wort

Anhang

Mit dem mund

Если рано скажешь

Wer lebt verkehrt

Glaubensbedarf moderner Juden

Metarepresentations and Paradigms, Ur-version

WTK - Wissenschaft - Technologie - Kultur e. V. WTK

Experience in Technology Transfer from the CIS Countries to Germany

   
 

биография

 

СТАНОВЛЕНИЕХУДОЖНИКА

 

неотделимо от становления человека. ДваС“– Стихотворение и Совестьбыли, перефразируя Эшера, теми двумя рисующими друг друга руками, которые создавали друг другаи меня.

Человек в моём лирическом космосебуква. Он ответственен и за чистоту звука, и за смысл того слова, в котором принимает участие. Это открытие привело меня в равной мере в поэзию и в неповиновение. Орал ли я стихи в толпу у памятника Маяковскому в Москве или отказывался подписать ложные показания против моего научного руководителя, несмотря на запугивания КГБ, или же искал тот единственный ключ дыхания в строке, чтобы стихотворение действительно состоялосьвсё это было становление меня, неразъемлемое на отдельные компоненты. Красота тянула нас к возвышенномуи окрыляла смыслом. И женская красота1, и красота сама по себе.

О, как медленно приходило понимание того, что не поэт пишет стихи, а стихи пишут человека. В этом смысле поэзиясуть сама себя создающая система духовного бытия (Autopoiesis), но ответственность за неё несёт, тем не менее, человек. Суть поэзии этим, однако, ещё далеко не раскрыта.

Про поэзию нельзя исчерпывающе сказать, что она есть,– она всегда в становлении2. И поэт тоже в становлении. Искусство3 поэзии состоит в том, чтобы Невыразимое сделать Сказанным. И чтобы с каждым стихотворением самому становиться хоть немного, но другим человеком. Надеюсь, немного лучшим.

При всём том, поэзия сильный наркотик. Тем она и опасна, что порождает зависимость и может приводить к вредоносным и разрушительным заблуждениям, как и всякий наркотик. Поэтому ответственность поэта состоит не только в том, чтобы служить стихотворению, но и в том, чтобы преодолевать поэзию. Чтобы преодолевать свою поэзию, преодолевать в себе наркомана. В конце концов, поэт становится Поэтом, когда он перестаёт быть рабом и своей собственной поэзии тоже.

Поэт, как и поэзия автопоэтичен. Он тоже есть сама себя создающая система духовного бытия. В этом качестве поэт самэто стихотворение, которое само себя пишет. Поэт как стихотворениеесть самое главное своё произведение. Когда поэт состоялся, то становится всё труднее и труднее отличить поэта от его стихов. Становление себя мы переживаем как красоту. А настоящая красота ведёт нас к возвышенномуи окрыляет смыслом.

 

Берлин, 23 июля 2006

1 Сравни у J. W. Goethe, „Das Ewig-Weibliche zieht uns hinan.“

2 Poesie ist nicht, sie wird. Und der Dichter wird.

3 Аналогично: Искусство музыки состоит в том, чтобы Невыразимое сделать Услышанным. Искусство живописи состоит в том, чтобы Невыразимое сделать Увиденным. Искусство танца в том, чтобы Невыразимое передать в Движениях. Искусство скульптуры в том, чтобы Невыразимое передать в Формах. И так далее.

 

   
      вернуться на страницу поэтов

на главную

   
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
     

Шапиро Борис (Барух) Израилевич родился 21 апреля 1944 года в Москве. Окончил физический факультет МГУ (1968). Женившись на немке, эмигрировал (декабрь 1975) в ФРГ, где защитил докторскую диссертацию по физике в Тюбингенском университете (1979). В 1981–1987 годах работал в Регенсбургском университете, занимаясь исследованиями в области теоретической физики и математической динамики языка, затем был начальником теоретического отдела в Институте медицинских и естественно-научных исследований в Ройтлингене, директором координационного штаба по научной и технологической кооперации Германии со странами СНГ.

В 1964–1965 годах создал на физфаке МГУ поэтический семинар «Кленовый лист», участники которого выпускали настенные отчеты в стихах, устраивали чтения, дважды (1964 и 1965) организовали поэтические фестивали, пытались создать поэтический театр. В Регенсбурге стал организатором «Регенсбургских поэтических чтений» (1982–1986) – прошло 29 поэтических представлений с немецкоязычными лириками, переводчиками и литературоведами из Германии, Франции, Австрии и Швейцарии. В 1990 году создал немецкое общество WTK (Wissenschaft-Technologie-Kultur e. V.), которое поддерживает литераторов, художников, устраивает чтения, выставки, публикует поэтические сборники, проводит семинары и конференции, организует научную деятельность (прежде всего для изучения ментальности), деньги на это общество пытается зарабатывать с помощью трансфера технологий из науки в промышленность. Первая книга стихов Шапиро вышла на немецком языке: Metamorphosenkorn (Tubingen, 1981). Его русские стихи опубликованы в сборниках: Соло на флейте (Мюнхен, 1984); то же (СПб.: Петрополь, 1991); Две луны (М.: Ной, 1995), Предрассудок (СПб: Алетейя, 2008); Тринадцать: Поэмы и эссе о поэзии (СПб: Алетейя, 2008), включены в антологию «Освобожденный Улисс».(М.: НЛО, 2004). По оценке Данилы Давыдова, «Борис Шапиро работает на столкновении двух вроде бы сильно расходящихся традиций: лирической пронзительной простоты „парижской ноты“ и лианозовского конкретизма» («Книжное обозрение», 2008, № 12). Шапиро – член Европейского Физического общества (European Physical Society, EPS), Немецкого Физического общества (Deutsche Physikalische Gesellschaft e. V., DPG), Немецкого общества языковедения (Deutsche Gesellschaft fur Sprachwissenschaften e. V., DGfS); Международного ПЕН-клуба, Союза литераторов России (1991). Он отмечен немецкими литературными премиями – фонда искусств Плаас (1984), Международного ПЕН-клуба (1998), Гильдии искусств Германии (1999), фонда К. Аденауэра (2000).

 

   
     

вернуться в начало

   
           
           
           
           
           
Сайт управляется системой uCoz