|
биография |
|
ПОЧЕМУ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА В
БЕРЛИНЕ?
|
Тема
–
память,
вернее
культура поминовения.
Мы
должны понять,
что же
мы по сути делаем и чего достигаем,
когда
строим памятники,
молимся,
совершаем поминальные обряды,
вспоминаем прошедшие события,
ушедших
близких и далёких.«Памятник
убиенным евреям Европы»
(„Denkmal fur die ermordeten Juden Europas“)
по макетуньюйоркского
архитектора Петера Айзенмана
(Peter Eisenmann)
открыт в
Берлине в
2001
году.
|
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
ПОНЯТИЯ КАРТИНЫ МИРА |
Напомню
терминологию,
которую
возбраняла и искореняла советская атеистическая пропаганда.
Во всех
культурах актуальный материалистический
(вещественный)
мир
– это
сейчас и здесь,
так
называемое
«посюстороннее»
или
«этот
мир».
Как
будущее,
так и
прошлое вместе со своими,
только
с ними связанными прошлым и будущим
«здесь»,
досягаемы лишь опосредованно,
через
сознание и намерение,
через
разум,
через
проникновение в причинно-следственные
отношения и через влияниена эти отношения,
то есть
через
«мир
потусторонний»
или,
просторечно,
через
«тот
мир»
или
«тот
свет».
Культуры отличаются друг от друга не самой этой схемой,
а
способами осуществления теургии
(т.е.
влияния
на будущее и,
прежде
всего,
на
принятие решений в божественной сфере)
и,
соответственно,
представлениями о возможных путях этого осуществления.
|
Классические
представления,
сформировавшиеся уже ко
второму веку
до
нашей эры,
состоят
в том,
что всё
сущее
делится на
божественное
и
естественное.
А
естественное делится в свою очередь на
духовное
(функциональное)
и
вещественное
(материальное).
Всё естественное имеет меру:
духовное
–
мерупонимания,
а
вещественное
–
мерувеса.
Божественное же
(по
классическим античным представлениям)
меры не
имеет;
оно
является причиной всего сущего и проявляется в принятии
решений и в определении судеб,
как
самого себя
(божественного),
так и
собственно естественного.
Разум
же проявляется в том,
что
весь процесс бытия сущего отражается в духовном так,
что
духовная
деятельность
может в
принципе не только охватить явление сущего,
но и
оказывать на него влияние
(теургия)
по мере
компетентности духовного деятеля.
Настоящий абзац
– есть
кратчайший реферат классических представлений о Боге,
Мире и
Человеке в недифференцированной форме.
|
Просветительско-материалистическая
традиция высмеивает само понятие
«потустороннего»
как суеверное
заблуждение,
но без обращения к
«потустороннему»
тоже не может
обойтись,
хотя и в неявном виде,
но старается.
Сегодня стало
достаточно ясно и убедительно,
что в рамках строго
материалистической картины мира невозможно объяснить явления
принятия решений иначе,
как сводя их к
процедуре выбора,
а добро сводя к какой-либо
пользе.
Но в
материалистической картине мира просто
«нет места»
даже для того
пространства признаков,
в котором
осуществляются сами представления материалистической картины
мира.
Деятельный разум не
имеет |
места в чисто материальном
мире.
Поэтому
«разумно и
последовательно думающий материалист»–
это такое же
противоречие в себе,
как и аристотелевский
«недвижимый движитель».
|
Классическое
«потустороннее»
включает в себя:
прошлое,
будущее,
причинноследственные
связи,
законы,
разум и
способы влияния на всё это и через это на посюсторонний мир
тоже.
Я не
хочу сейчас отвлечься на изложение современного развития
классических представлений на основе религиозного,
математического,
научного и исторического опыта человечества.
Для
объяснения моей позиции в отношении памятника жертвам
Холокоста в Берлине вполне достаточно представлений
классической античности.
|
ОТНОШЕНИЕ К
ЖИЗНИ И СМЕРТИ |
Центральную
роль в формировании позиции играет отношение к жизни и
смерти
(отношение
моё,
Ваше,
того,
кто
формирует мнение).
Равно
как и понимание того,
что
поминовение есть форма теургии,
а траур
– это
эмоциональное восприятие теургической мистики.
Тот,
кто
поминает
–
молится ли он,
ставит
ли свечу,
воздвигает ли памятник,
называет ли ребёнка именем покойного или просто задумывается
и грустит
– он
осуществляет целенаправленное действие.
|
Цель этого
действия бывает двух типов:
а)
увековечить поминаемое явление как прошедшее,
оставить его навсегда вне действительности посюстороннего
мира,
не дать
емувозникнуть снова,
утвердить отсутствиетого,
что
ушло,
или
б)
вернуть поминаемое когда-нибудь
и в какой-либо
(пусть
даже иной)
форме
снова в действительность посюстороннего мира,
не дать
ему исчезнуть навсегда,
восстановить,
возродить,
воспрепятствовать уходу и исчезновению,
осуществить непрерывающуюся совместность и связь.
|
Иногда эти два
взаимно исключающих типа поминовения окрашивают друг друга,
смешиваются,
но
только поверхностно.
Один из
них всегда основной,
а
другой примешанный из прошлого или из соседствующих культур,
потому
что на самом деле мы все живём в нескольких параллельных
культурных мирах.
Вот эти
два типа поминовения:
|
Тип а)–
Подтверждение исчезновения,
свидетельство смерти явления,
укрепление его необратимости
(так
празднуют,
например,
конец
войны или мора).
При
этом смерть считается нормой,
а жизнь
временным отклонением от нормы.
В этой
позиции жизнь и смерть не имеют прямого отношения к добру
или злу,
а
только к власти в мире.
При
этом,
власть
смерти считается выше власти жизни,
а культ
смерти выше культа жизни.
Смерть
тотальна,
а жизнь
индивидуальна.
Все
тоталитарные общества
–
вольно или невольно
–
опираются на смерть и ставят единообразное общее
несоизмеримо выше индивидуального.
Организация и осуществление массовой смерти
на
исторических временных шкалах
–
неизбежный продукт и одновременно
способ существования
тоталитарных
обществ.
Смерть
– самое
тоталитарное явление.
При
внимательном взгляде этот признак становится довольно быстро
видимым в новоформирующейся тоталитарности общества.
|
Тип
б)–
Борьба
со смертью,
противодействие ей,
принятие мер для
достижения
«жизни вечной»(так,
например,
готовят умершего к
воскрешению).
При этом жизнь и
|
бессмертие считаются нормой,
а смерть считается
временным явлением,
признаком временного
несовершенства развивающегося мира,
т.е.
отклонением от нормы
будущего идеала.
В этом смысле смерть
– явление
«нормальное»
только статистически
и при том лишь временно,
а не интенционально.
Таким образом,
когда жизнь
– это идеал,
то жизнь неразрывно
связана с понятием добра,
а смерть с понятием
зла.
Жизнь при этом
становится второй по значимости ценностью,
второй после добра,
включающего в себя
также ответственность и справедливость.
Соответственно,
все нетоталитарные
общества стремятся с разумному балансу общего и
индивидуального.
Баланс и
равноценность общего и индивидуального
есть способ
существования нетоталитарных
обществ.
Разные нетоталитарные
общества отличаются друг от друга мерой и способом
осуществления баланса и равноценности общего и
индивидуального.
|
Оба эти типа
поминовения необходимы в практической жизни.
С
помощью поминовения первого типа мы избавляемся от того,
что нас
тянет вниз,
в так
называемый
«стёб».
Стёб
–
новомодное слово,
означающее нарочито низменное поведение,
ассоциируемое частью современной молодёжи со свободой в
эмоционально-анархическом
смысле.
Нас
тянет вниз то,
что
препятствует осуществлению в нас Человека,
грехи,
например,
а также
последствия травм и катастроф.
|
Если бы мы
всегда помнили о смерти и об ужасном,
мы
просто не могли бы жить.
«Смертью
смерть поправ»–
одна из
древнейших формул жизнеутверждения,
возникших за тысячелетия до её нововоплощения в христианстве.
Напомню
в этой связи одну из древнейших,
ещё
доиудейскую интерпретацию мифа о Каине и Авеле.
Ключом
к пониманию здесь становится буквальное значение их имён на
древнееврейском языке:
Каин
значит
«сущий,
живущий,
жизнь»,
а Авель
– «преходящий,
умирающий,
смерть».
Каин
ритуально убивает Авеля,
заклиная своей теургией победу жизни над смертью.
Много
позже,
во
времена просветительства,
к этой
истории приклеили интерпретацию борьбы осёдлого населения с
кочевым,
земледельчества со скотоводством.
Какая
слепота!
Земледельчество и скотоводство,
когда
оба были возможны,
всегда
мирно и продуктивно сосуществовали друг с другом,
дополняли друг друга и осуществлялись,
как
правило,
одними
и теми же семьями или кланами.
|
С помощью
поминовения второго типа мы сохраняем то,
что нас
тянет вверх,
делает
возвышенными,
что
помогает осуществлению в нас Человека,
не даём
ушедшему разрушиться.
Например,
мы
сохраняем в нашей жизни присутствие умерших родителей и
ушедших любимых.
Благодарным поминовением мы сохраняем и продлеваем действие
добрых дел,
осуществляем понимание счастья,
укрепляем добро и жизнь в
(посюстороннем)
мире,
противоборствуя смерти.
|
Одно из
смертоносных явлений нашего времени
–
стесняться и избегать
«высоких»
слов.
Забывая
высокие слова,
мы
уходим и от высоких понятий,
от
возвышенного,
от
высокого идеала самих себя.
Исторический опыт показывает,
что
пренебрежение возвышенным порождает низость и подлость,
становящиеся постепенно поведенческой нормой в так
называемой культуре
«стёба»,
культуре разрушения возвышенного,
а
сказать без прикрас,
топросто в бескультурье.
|
ЧТО ТАКОЕ
ПАМЯТНИК И ЧТО ТАКОЕ КЛАДБИЩЕ |
На первый
взгляд может показаться,
что
кладбище
– это
такой коллективный памятник мёртвым,
но
прежде всего
«хранилище»
их
останков.
На
могилах стоят надгробные сооружения
–
отдельные
«памятники».
Слово
‚кладбище’
происходит от корня
‚клад’
и
глагола
‚класть’,
т.е.
помещать,
зарывать,
прятать,
укрывать,
хранить.
А
памятник
– это
сооружение для напоминания.
Такое
понимание кладбища
–
следствие нашего ущербного воспитания в тоталитарном
20-ом
веке.
|
Да,
памятник
– это
сооружение,
предмет,
а также
ритуал,
помогающий осуществлению поминовения,
причём
как первого,
так и
второго типов.
С
кладбищем же всё намного сложнее.
Как
памятник кладбище относится к инструментам поминовения
только второго типа.
Тот,
кто не
хочет восставать из мёртвых,
тот не
лежит на кладбищах,
а
просит друзей развеять свой пепел по ветру или просто
выбросить.
Вовсе
не столько потому,
что
покойный
(или
готовящийся им стать)
сомневается в достаточном могуществе Господа возродить его
даже из рассеянных частиц пепла,
сколько
потому,
что он
таким образом фиксирует своё решение о том,
что он
не хочет
восставать из
мёртвых.
Грамотные и менее сентиментальные люди решают эту проблему
намного проще:
они
просят не писать их имя на захоронении.
Потому
что Господь воскрешает живших не из пепла и не из тла,
а
из имени.
Это
знают даже осквернители могил,
уничтожающие имена на надгробных плитах.
Осквернение могил
–
высшая форма стёба.
|
Так вот,
что
такое кладбище.
Это
часть Книги Жизни.
На её
страницах записаны имена,
из
которых мы воскреснем,
чтобы
отправиться на последний Божий суд.
Поэтому
кладбище свято и неприкосновенно.
Самое
важное в нём
– имена.
Именно
поэтому для погибших без вести или умерших на чужбине
родственники устанавливают на кладбищеплиты с именами.
Имена
пишут на камне,
чтобы
долго хранились.
|
ПОЧЕМУ МНЕ НЕ
НРАВИТСЯ ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА В БЕРЛИНЕ?
|
Нучто ж,
отправимся теперь смотреть на
«памятник
убиенным евреям».
Почитаем и подумаем,
зачем
его строили,
и что
он осуществляет в сравнении с тем,
что
должен осуществлять.
|
Между
Потсдамер плац и Бранденбургскими воротами обустроено поле
размером со средне-большое
кладбище.
Ровными
рядами поставлены на нём тёмно-серые
стелы,
гигантские свинцовые буквы слепого набора несуществующего
отпечатка,
начинающиеся прямо от земли по краям поля и возвышающиеся в
три человеческих роста в середине.
Земля к
середине поля уходит постепенно вниз,
так что
стелы издали не кажутся высокими.
Но тот,
кто
заходит в середину памятника,
оказывается под землёй и видит над собой
«подземное
небо»
(– по
выражению Ирины Рашковской),
свет,
разъятый на светлые тени обломков свастик неумолимо
правильным строем стел,
будто
надгробий,
улетающих в безжизненную,
невозможно-готическую
высоту.
|
Лабиринт,
преддверье Страшного
суда,
неизбежность,
безвыходность вопреки
тому,
что в просветы слышна
жизнь города,
переживание
потусторонности и погружения в небытие на маленьком
пространстве смерти в одной минуте пешего хода от края
монумента,
минуте,
длящейся вечность для
всякого,
чьё сердце ещё не
превратилось в кусок тёмно-серого
камня,
и из чьей души не
выветрилась ещё память о невозможном,
|
об облавах,
о забитых людьми
теплушках,
о камнях и печах,
о ружьях и душегубках,
вопящих в слепое небо:«Хайль
смерть!».
|
Да,
этот
памятник создаёт сильное переживание.
Его
задача не дать памяти исчезнуть,
не дать
ей раствориться в благополучии,
увековечить символом кладбища преступление,
посетившее Германию в ненастные годы,
эту
землю
«философов
и поэтов»,
и дать
выход раскаянию для поколения,
непричастного к этомупреступлению,
за то
что оно причастно к месту и происходит в большинстве своём
от народа попустившего.
Или же
его задача осудить то,
что и
так давно осуждено,
но что
духовные наследники убийц не только подвергают сомнению,
но
прямо утверждают,
что
никаких таких преступлений против человечности не было,
а были
«мягкие,
более
чем заслуженные преследования евреев
–
участников еврейского заговора против арийской расы,
немецкого народа и всех честных людей».
|
Наследники
убийц оспаривают сегодня и свидетельские показания сотен
тысяч переживших катастрофу,
и
материальные свидетельства.
А то,
что
осталось от Освенцима,
Треблинки,
Заксен-Хаузена
и многих других фабрик для уничтожения людей,
горы
документов нацистской бюрократии,
необозримое множество улик,
эти
люди
считают подделкой и
«успешным
продолжением еврейского заговора»
сегодня?!
Нужно
отдать должное сегодняшнему германскому обществу:
Публичное отстаивание вышеизложенного мнения преследуется по
законуФедеративной Республики Германии как государственное
преступление.
Именно
это символизирует,
конечно,
берлинский памятник жертвам Холокоста.
|
Но я хочу
спросить,
почему
эту функцию должен выполнять
муляж кладбища?
Муляж
кладбища извращает идею Книги Жизни.
Кому
поставлен этот памятник?
Если
жертвам,
то
почему так грубо пренебрегают чувствами и верованиями тех,
кого
хотят помянуть,
и их
потомков?
Памятник жертвам должен быть явлением борьбы со смертью.
То есть,
он
должен,
хотя бы
символически,
обессмерчивать имена,
а не их
отсутствие!
|
Если это
памятник не жертвам,
а
самомупреступлению,
то есть,
памятник первого,
а не
второго типа,
то он
должен увековечивать конец и необратимость катастрофы.
Но при
чём же тогдамуляж кладбища,
пусть
дажене настоящее кладбище,
но всё
равно символ святого места,
символ
Книги Жизни,
символ
в большей степени продолжения в будущем,
нежели
конца в прошлом,
теургия
воскрешения и восстановления того,
чему
оно должно быть памятником.
Но
нехотят же немцы воскрешать преступление!
|
Некоторые
собеседники говорят мне,
что мне
просто нехватает художественной фантазии и абстрактного
мышления.
Таким
собеседникам я отвечаю,
что мне
прежде всего нехватает их произвольности в обращении с
историческими символами,
а также
«стёбности»
в
намерениях.
|
Другие говорят:«Что
же ты молчал,
когда
высокая комиссия Берлинского Сената принимала решение,
а
лучшие из проектов были выставлены на всеобщее обозрение?»
Этим я
отвечаю,
что я
не молчал.
Я был
тогда членом Правления Еврейской Общины Берлина,
ответственным за образование и воспитание.
Мой
голос звучал вместе со многими другими голосами людей
религиозных и сведущих в вопросах иудейской символики.
Но мы
не смогли быть услышаны или поняты.
|
В любом
случае,
между Потсдамер плац
и Бранденбургскими воротами стоит |
эмоционально сильный
памятник,
противоречивый,
как наше время.
Сам по себе,
отделённый от
поминальной работы,
памятник
величественен и великолепен.
Храм вне конфессий,
открытый и
незабываемый,
он приобщает к
трагической возвышенности и осуществляет эмоциональный
контакт с
«темсветом».
|
Однако,
это
памятник не только пережитой катастрофе,
но и
безверию,
и нашей
теургической безграмотности и неспособности принимать
конструктивные решения в отношении того потустороннего,
в
котором формируется будущее,
и до
которого действительнохотелось бы дожить.
Впрочем,
дожить
должнохотеться всегда.
|
Вот почему мне
не нравится кладбищенский муляж,
ещё
одна подделка,
ещё
одно извращение.
При
этом,
однако,
не
исключено,
что мне
нехватает художественной фантазии и абстрактного мышления.
Есть
ещё один аргумент против моей точки зрения:
Этот
памятник для немцев,
а не
для евреев,
которые
и так помнят,
что им
надо.
Вполне
возможно,
что не
будь я евреем,
то
видел бы всё по-другому.
Я,
ведь,–
буква
живая!
|
ЧТО
ЗНАЕТ БУКВА
о значеньи
слова,
а
человек о назначеньи жизни?
Кровь
при рожденьи,
ковш на
тризне,
что
ведает ловец о цели лова?
|
А слово что о
мозговом химизме,
покров
случайности,
загадка
ovo
? И что
случайность о судьбепокрова,
что
ведает свет радуги о призме?
|
Зеркальной
сутью славится вода,
как нет
и да,
всегда
и никогда,–
не
всемогуща длань и не всезряще око.
|
Что значит
знанье,
что
есть простота?
Зеркальную испить росу с листа Единого Его,
всеодиноко?
|
Берлин,4
июля
2006
|
|
|
|
|
|
Шапиро
Борис (Барух) Израилевич родился 21 апреля 1944 года в Москве.
Окончил физический факультет МГУ (1968). Женившись на немке, эмигрировал
(декабрь 1975) в ФРГ, где защитил докторскую диссертацию по физике в
Тюбингенском университете (1979). В 1981–1987 годах работал в
Регенсбургском университете, занимаясь исследованиями в области
теоретической физики и математической динамики языка, затем был
начальником теоретического отдела в Институте медицинских и
естественно-научных исследований в Ройтлингене, директором
координационного штаба по научной и технологической кооперации Германии
со странами СНГ.
В 1964–1965 годах создал на физфаке МГУ поэтический
семинар «Кленовый лист», участники которого выпускали настенные отчеты в
стихах, устраивали чтения, дважды (1964 и 1965) организовали поэтические
фестивали, пытались создать поэтический театр. В Регенсбурге стал
организатором «Регенсбургских поэтических чтений» (1982–1986) – прошло
29 поэтических представлений с немецкоязычными лириками, переводчиками и
литературоведами из Германии, Франции, Австрии и Швейцарии. В 1990 году
создал немецкое общество WTK (Wissenschaft-Technologie-Kultur e. V.),
которое поддерживает литераторов, художников, устраивает чтения,
выставки, публикует поэтические сборники, проводит семинары и
конференции, организует научную деятельность (прежде всего для изучения
ментальности), деньги на это общество пытается зарабатывать с помощью
трансфера технологий из науки в промышленность. Первая книга стихов
Шапиро вышла на немецком языке: Metamorphosenkorn (Tubingen, 1981). Его
русские стихи опубликованы в сборниках: Соло на флейте (Мюнхен, 1984);
то же (СПб.: Петрополь, 1991); Две луны (М.: Ной, 1995), Предрассудок
(СПб: Алетейя, 2008); Тринадцать: Поэмы и эссе о поэзии (СПб: Алетейя,
2008), включены в антологию «Освобожденный Улисс».(М.:
НЛО, 2004). По оценке Данилы Давыдова, «Борис Шапиро работает на
столкновении двух вроде бы сильно расходящихся традиций: лирической
пронзительной простоты „парижской ноты“ и лианозовского конкретизма»
(«Книжное обозрение», 2008, № 12). Шапиро – член Европейского
Физического общества (European Physical Society, EPS), Немецкого
Физического общества (Deutsche Physikalische Gesellschaft e. V., DPG),
Немецкого общества языковедения (Deutsche Gesellschaft fur
Sprachwissenschaften e. V., DGfS); Международного ПЕН-клуба, Союза
литераторов России (1991). Он отмечен немецкими литературными премиями –
фонда искусств Плаас (1984), Международного ПЕН-клуба (1998), Гильдии
искусств Германии (1999), фонда К. Аденауэра (2000).
|
|
|